Директор ГУП «Мост» одновременно был руководителем конкурирующей фирмы

На глазах карельских чиновников и правоохранителей творилось открытое беззаконие

В прошлой публикации мы рассказали о том, кто является главным кредитором банкротящегося госпредприятия, и почему ему выгодна ликвидация «Моста». Сегодня поговорим о том, какими странными событиями сопровождался процесс банкротства.

На глазах карельских чиновников и правоохранителей творилось открытое беззаконие
Техника государственного предприятия работала на стороннюю фирму, которой и уходила прибыль. Фото: Николай Смирнов (ИА "Республика")

Талантливый менеджер

После введения на предприятии внешнего наблюдения республиканское правительство, похоже, все-таки решило сменить его руководителя. В марте 2016-го к обязанностям директора приступил Евгений Ковзан. Назначение можно было считать довольно неожиданным. Дело в том, что еще за год до этого Евгений Францевич никакого отношения к дорогам не имел, он был одним из руководителей муезерского леспромхоза. Но муниципальные власти решили, что ему вполне по плечу справиться и с местным ДРСУ. Ковзан доверие оправдал – по крайней мере, так решил карельский губернатор Александр Худилайнен, побывавший в районе с визитом. И вот, спустя лишь несколько месяцев работы на новом поприще, Ковзан возглавил крупнейшее в республике дорожное предприятие, к тому же проходящее процедуру банкротства.

Когда пол года спустя ситуация не выправилась, а только усугубилась, директор своего места почему-то не потерял. После открытия в ноябре 2016 года конкурсного производства (распродажи имущества) он стал не генеральным, а исполнительным директором. Теперь назначало его уже не правительство, оно больше не имело права распоряжаться. Назначение Ковзана было произведено конкурсным управляющим, но, думается, с одобрения основных кредиторов – ООО «Ремстройкомплект» и аффилированных ему компаний. А если быть еще более точным, то с разрешения Игоря Степановича Чичина - учредителя и владельца «РСК», и Василия Петровича Соколова - директора «РСК», а также учредителя ООО «Служба заказчика», самого крупного кредитора «Моста».

Деятельность господина Ковзана на новом посту также была весьма успешной. Хотя, конечно, смотря что считать успехом… Если в мае 2017-го долги «Моста» составляли 152 миллиона 501 тысячу 102 рубля 30 копеек, то на сегодня сумма подкатилась к 200 миллионам. Причем 166 миллионов из этих денег ГУП теперь должен Чичину и Соколову – а это значит, что имущество госпредприятия (стоимостью почти в пол миллиарда рублей) достанется в основном им.

На двух стульях

Как такое удалось новому директору «Моста» – непонятно. Вернее, недоумение вызывает, почему его никто не остановил. Проверяя личность Игоря Чичина, мы наткнулись на крайне интересный документ. Помимо компании «Ремстройкомплект» Игорь Степанович в числе прочего является учредителем еще одной фирмы – ООО «Карелавтодор» с уставным капиталом в 20 тысяч рублей. Появилась она в конце 2016 года, и сразу развила бурную деятельность. Только в апреле-мае 2017-го свежеобразованная «ОООшка» активно осваивала бюджетные деньги:

- ремонт автомобильной дороги местного значения в п.Калевала - 2 180 778,00 руб.;

- ремонт дорог в п.Реболы - 918 236,00 руб.;

- ремонт автомобильной дороги местного значения в Суоярви - 1 484 940,00 руб.;

- ремонт автодорог местного значения в пгт. Муезерский - 3 369 930,00 руб.

- выполнение работ по благоустройству дворов Пудожа - 2 925 470,00 руб.

Интересно: как фирма, в штате которой, по нашим данным, состоит лишь один человек – директор - и нет ни одной единицы техники, сумела за один месяц отхватить пять государственных подрядов на 9 миллионов рублей? Ответ напрашивается сам собой, если посмотреть учредительные документы. Оказывается, директором «Карелавтодора» был и остается все тот же Евгений Францевич Ковзан, а офис фирмы числится в промышленном здании, соседствующим со зданием «Моста». Числится – потому что физически никакого офиса там нет. Похоже, его вообще нет.

С поста исполнительного директора "Моста" Евгений Ковзан ушел в декабре 2017-го. То есть в течение целого года он грубейшим образом нарушал федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»? Ведь, согласно ему, руководитель унитарного предприятия не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью в коммерческих организациях и предпринимательской деятельностью – «за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя» (п.2 ст.21).

Куда же смотрели конкурсный управляющий и правительственные чиновники? Дорожных организаций в республике немного, все друг друга знают. И никто не заметил, что в течение года исполнительный директор госпредприятия подписывает договоры от лица сторонней частной фирмы? Не верю. Или ему все-таки вменили в обязанность работу на стороне - но с какой целью?..

Вершки и корешки

Уточним: запись о регистрации ООО «Карелавтодор» была внесена 14 декабря 2016 года. А на следующий день в прессе появилось развернутое интервью директора ГУП «Мост» Евгения Ковзана, в котором он в самых радужных красках описывает открывшиеся перспективы предприятия: «Мы не за продажу, а будем стремиться к тому, чтобы работать и постепенно расплачиваться. Убежден, что лишаться производственных баз, особенно в отдаленных от столицы республики районах, нельзя!». Опубликовано это интервью было в карельской вкладке федерального издания и на его сайте (правда, мурманском). Через полгода вышла еще одна публикация. Автором обоих материалов стал именитый московский журналист, специализирующийся на рекламных статьях.

Как нам подсказали бывшие сотрудники «КП», такая статья стоит немалых денег. И возникает вопрос: из чьего кармана была оплачена публикация? Если из средств «Моста» (имеются основания считать, что именно так и было), то с чего бы кредиторам давать согласие на рекламу? Что вообще может рекламировать банкротящееся дорожное государственное предприятие, кроме личности своего руководителя?

Зато подхваченная интернетом фамилия директора ГУПа стала известна. Посыпались господряды – правда, не Ковзану из «Моста», а Ковзану из «Карелавтодора». И снова вопрос: где же «Карелавтодор» брал технику для проведения дорожных работ – учитывая, что своей у него не было?

Будь я руководителем обоих предприятий, поступил бы просто: арендовал бы технику у самого себя. Причем за копейки. В этом случае все затраты – ГСМ, амортизация, зарплаты рабочим - ложатся на разваливающийся «Мост», а прибыль уходит на счета «Карелавтодора». И тогда  учредитель этого ООО Игорь Чичин убивал бы сразу двух зайцев: загонял бы ГУП в еще большие долги перед своей очередной фирмой, а заодно богател бы на государственных контрактах. Мне очень любопытно – не такая ли схема применялась в данном случае?

Вот, например, строительство дороги Кочкома-Костомукша, которую ведет АО «Карелстроймеханизация». По нашим данным, песок для стройки возили из карьера «Моста» и самосвалами «Моста», но при этом договор на поставку стройматериалов был заключен с «Карелавтодором». Очень интересно взглянуть, сколько получило за эту работу государственное предприятие, а сколько частная фирма. И мне очень странно, почему это не интересно прокуратуре.

Запятая вместо точки

Всех, кто пытался разобраться в причинах банкротства ГУП «Мост», поражает одно: полная открытость всех перечисленных событий. Никто ничего не пытался скрывать, практически все описанные мной факты подтверждаются документами, находящимися в свободном доступе. Откуда такое ощущение своей безнаказанности у тех, кто проворачивает эту аферу с государственным предприятием?

Объяснение может быть только одно: они до сих пор имеют мощную поддержку в республиканском правительстве. Да, с генподряда по содержанию дорог был убран «Ремстройкомплект», уши которого торчат в этой истории отовсюду. Но почему те, кто убивал госпредприятие, не только не понесли никакого наказания, но и получили новые назначения? Посмотрите на нынешнее руководство Петрозаводского ДРСУ, начиная с его руководителя – вы найдете там немало бывших менеджеров «Моста». Кто «греет» этих людей? Кто отводит глаза контролирующим органам?  

Когда стартовало банкротство ГУПа, отдавать распоряжения его руководству могли два ведомства. Во-первых, Комитет госимущества РК, которому принадлежат активы предприятия. Во-вторых, Управление автомобильных дорог РК, которое было главным заказчиком работ. Значит, главы именно этих ведомств фактически санкционировали развал госпредприятия. Но оба бывших руководителя уже сидят под арестом по обвинению в коррупции, и с них взятки гладки, уж простите за каламбур. Так, может, не все еще сидят?..

Редакция «МК» в Карелии» просит считать этот материал официальным обращением в прокуратуру республики. Мы предлагаем надзорному ведомству проверить все изложенные нами факты и дать им правовую оценку. Точку в этой истории мы пока не ставим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Слуга двух господ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру