Как оркестр «Онего» проделал путь из заводского клуба на европейские сцены

В четверг 29 марта Оркестр русских народных инструментов "Онего" отмечает свой 43-й день рождения

28.03.2018 в 08:58, просмотров: 699

Дата не круглая, но не будем забывать, что за эти годы из самодеятельного коллектива Дома культуры Онежского тракторного завода оркестр превратился в музыкальный бренд Карелии, известный не только на всю страну, но и за ее рубежами. И все это время за дирижерским пультом стоит маэстро Миронов - народный артист Карелии, заслуженный деятель искусств России.

Как оркестр «Онего» проделал путь из заводского клуба на европейские сцены
Аален, Германия, 1989 год. Фото: архив Карельской государственной филармонии

Беседуя с солистами, приезжающими, чтобы выступить с этим коллективом, я слышу исключительно восторженные отзывы. Артисты, выступающие на многих прославленных сценах, частенько сравнивают "Онего" с другими оркестрами, и тогда в ход идут все оттенки наивысшей степени похвалы. Один известный баритон даже признался, что пропустил на репетиции оркестра свое вступление, заслушавшись игрой музыкантов.

- Геннадий Иванович, У вас существует какой-то свой метод, чтобы довести исполнительское мастерство до совершенства?

- Это не технология – это мое видение произведения. Я работаю, как слышу музыку, как она "крутится" у меня в голове и стараюсь сделать звучание таким, каким оно должно быть в моем представлении. У каждого руководителя оркестра – оно свое, потому что все мы люди разные по своей эмоциональности, темпераменту и, соответственно, своей трактовкой произведения…

У Геннадия Ивановича есть кредо – «качественная музыка в хорошем исполнении». На плохую музыку маэстро просто не будет тратить время. То же, кстати, относится и к солистам. Об этом стоит сказать отдельно.

 Геннадий Миронов

В Петрозаводске уже много лет существует стойкое выражение «мироновские солисты». Для любого поклонника творчества маэстро это словосочетание не надо расшифровывать: речь идет о замечательных вокалистах и инструменталистах, которые в течение целого ряда лет сотрудничают с оркестром «Онего».

- Геннадий Иванович, как получается, что большинство солистов, выступив с вами один раз, потом делают это на регулярной основе – это случайное совпадение?

- Нет, конечно. Хотя я приглашаю артистов по профессиональным качествам, а затем уже - по человеческим. И если получается так, что солист может технически блестяще исполнить произведение, но я почувствую, что он не на моей "волне", то вряд ли приглашу на новое выступление. Но когда наше отношение к музыке звучит в унисон, то мы не только продолжаем сотрудничество, но и становимся друзьями на многие годы…

Геннадий Иванович вспомнил, как в Петрозаводск впервые приехал Сергей Дудинский с другими участниками одного из многочисленных музыкальных проектов, но только ему маэстро предложил выступить с оркестром в сольном концерте: «Тебе надо с нами готовить программу…» Не лишним будет сказать, что сегодня за плечами у известного российского тенора Сергея Дудинского целый ряд совместных программ с "Онего".

Другой случай. Началась история в декабре 1997 года, когда в Петрозаводске с огромным успехом прошел концерт звезды советской и российской эстрады Сергея Захарова и оркестра «Онего». Слухи о культурной сенсации в Карелии быстро распространились по концертным организациям страны, и Сергея Захарова стали наперебой приглашать на выступления с оркестрами народных инструментов. В свою очередь, сам певец во время переговоров рекомендовал вместе с ним приглашать и дирижера – Геннадия Миронова. В результате всего этого ажиотажа Геннадия Ивановича пригласил Ульяновский оркестр русских народных инструментов дирижировать концерт Захарова. У солиста из Санкт-Петербурга по дороге что-то приключилось, и он не то что на репетицию - даже на концерт на полчаса опоздал. Перед выходом на сцену Миронов спросил: «Как без репетиции петь-то будем?» «Звезда» ответила: «Так мы же, Ген, с тобой – профессионалы…» Все закончилось благополучно, оркестр и солист отработали прекрасно. Вот только певец так и не узнал, что репетиции все-таки были, но вместо Захарова пел… сам Геннадий Иванович!

 С Сергеем Захаровым

С того выступления в Ульяновске прошло очень много времени. В конце февраля этого года маэстро приехал в Москву, в Академию имени Гнесиных, на XIII Международный фестиваль «Созвездие мастеров». И вдруг к нему подбегают вроде бы незнакомые, солидные люди, и как дети кричат: «Геннадий Иванович, вы нас помните?!» Оказывается, в «гнесинку» приехал оркестр народных инструментов из Ульяновска – тот самый, с которым Миронов сумел подготовить программу, солируя вместо Захарова. Прошел 21 год, но впечатление, восхищение профессионализмом дирижера из Карелии, остались.

- Геннадий Иванович, ваш оркестр исполняет не только русскую музыку, но также и музыку других народов, и классику, изначально написанную для симфонического оркестра или для инструментов, которых нет у «народников»…

- Знаете, для какого инструмента были написаны Мусоргским «Картинки с выставки»? Для рояля. (Сейчас публику не удивляет исполнение этого произведения и ансамблем, и оркестром. – Авт.) Если произведение написано для фортепиано, то его можно переложить для любого инструмента, и сочинение, созданное для симфонического оркестра может исполнять оркестр народных инструментов. Только надо быть очень тактичным в выборе репертуара…

 Первое выступление

В качестве наглядного примера Геннадий Иванович рассказал историю Государственного академического русского оркестра имени Андреева (130-летию образования которого артисты посвятили предстоящий 29 марта концерт. – Авт.). Василий Васильевич Андреев, основавший в 80-х годах XIX века первый в истории России оркестр русских народных инструментов, был выдающимся преобразователем народной музыкальной культуры. Он не только реконструировал целый ряд народных инструментов – «соединил фрак с балалайкой» - и создал оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли народные русские инструменты. Он еще и аранжировал ряд музыкальных произведений. И ему рукоплескал весь мир: восхищение выражали такие знаменитости, как Сара Бернар и Артур Никиш, Артуро Тосканини, Руджеро Леонкавалло...

Несмотря на разницу во времени, в судьбе оркестра имени Андреева и оркестра "Онего" много просто мистических совпадений. И тот, и другой начинали как самодеятельные, и только потом стали ведущими профессиональными коллективами. У того и у другого огромную роль в становлении и развитии сыграли основатели, ставившие перед собой и оркестром очень высокие цели. Даже дата первого выступления практически совпала: 20 марта - у Кружка любителей игры на балалайках Андреева, и 29 марта - у Оркестра русских народных инструментов ДК ОТЗ Миронова…

 Одна из стен кабинета Миронова

Где и с кем празднуют день рождения артисты? Этот вопрос не был задан маэстро Миронову, потому что ответ на него известен: конечно, на сцене и, конечно, вместе с публикой. 29 марта оркестр "Онего" устроит настоящий парад не только солистов, но и своих возможностей. Порядка 25 произведений прозвучат в этот вечер в Большом зале филармонии. Помимо русских, испанских, французских народных мелодий, городских и классических романсов, у публики будет возможность насладиться произведениями русской и европейской классики.

  Презентация оркестра филармонии. 30 ноября 1993 года

Фото: архив Карельской государственной филармонии



Партнеры