Глава Ладвы увольняется из-за закрытия «скорой помощи»

Жители Прионежья бьют тревогу, но решения об их дальнейшей жизни принимаются тихо

В Прионежском районе  назревает типичный для Карелии конфликт интересов. Причем в сфере значимой – здравоохранение. В редакцию «МК» в Карелии» обратились жители Ладвы – в конце марта они внезапно и случайно узнали о том, что «скорой» в поселке больше не будет. Такие же неприятные новости получили жители Шелтозера и Деревянки. Примечательно, что приказ об «организации оказания медицинской помощи населению Прионежского района» за подписью министра здравоохранения Марины Швец датирован еще 5-м марта.

Жители Прионежья бьют тревогу, но решения об их дальнейшей жизни принимаются тихо
Оптимизация добралась и до "скорой помощи". Фото: Максим Берштейн

Далекая дорога

Новым местом базирования «скоропомощников» стала Педасельга. Именно оттуда будут ездить бригады в Ладву, Деревянку и Шелтозеро. От первого населенного пункта до Шелтозера, к примеру, 43 километра, и это по прямой! До Ладвы – 23 километра, а до Деревянки – 21. Это не так уж и много. Но в условиях, когда речь идет о заболеваниях и состояниях, требующих немедленного вмешательства врачей – инсульт, инфаркт - оно может стать фатальным. Особенно зимой, когда состояние дорог оставляет желать лучшего.

Одна из причин возмущения местных жителей состоит в том, что с населением такое важное решение не то что не согласовывалось, а даже не обсуждалось.

«Администрация Ладвинского сельского поселения даже не поставлена в известность об этих планах», - пишет жительница Ладвы в группе поселка в соцсети. – «На планерных заседаниях, которые проводились в администрации Прионежского района, всех глав заверили, что все станции скорой помощи будут функционировать в прежнем режиме на своих местах. Я в шоке!!! Люди проявляйте свою гражданскую позицию!!! С нашего молчаливого согласия всё это творится...»  

Поселок Ладва. Фото: Алексей Миронов

«Предлагаю провести сход жителей Ладвы. Пригласить представителей Минздрава и главного врача Прионежской ЦРБ. Этого нельзя допустить!» – присоединяется другая подписчица.

В Шелтозере начали собирать подписи в поддержку местной «Скорой».

Вопрос обсуждался?

«МК» в Карелии» попросил министерство здравоохранения объяснить, чем вызвано столь непопулярное решение.

- В поселке Ладва, на станции Деревянка и в селе Шелтозеро останутся функционировать медицинские подразделения Прионежской центральной районной больницы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, - сообщили в Минздраве. - Фельдшеры, сейчас работающие на «скорой помощи», будут оказывать населению неотложную медицинскую помощь до 19 часов (в период сезонного подъема заболеваемости – до 21 часа). Специализированный санитарный транспорт также остается в каждом из этих населенных пунктов. В экстренных случаях на помощь будет выезжать бригада «скорой» из Педасельги.

Вопрос о дислокации пункта скорой медицинской помощи именно в Педасельге обсуждался с участием представителей органов местного самоуправления Прионежского района, уверяют в министерстве. «Решение принято на основе анализа количества обращений жителей за экстренной медицинской помощью и медицинской помощью в неотложной форме, возможностей связи, времени доезда до пациента».

Последствия слияния

О медработниках власти тоже позаботились: «Получение ими уведомлений о сокращении должностей связано с проведением процедуры слияния Прионежской ЦРБ с Республиканской больницей им. В.А. Баранова, каждому из работников будет предложена вакантная должность», значится в комментарии. Напомним, Прионежскую ЦРБ «слили» с «республиканкой» еще в начале этого года. Причина – крупные долги, существовавшие у районной больницы. Расчетные счета медучреждения заблокировали еще в прошлом году из-за задолженностей по страховым взносам, налогам и зарплате.

Слияние позиционировалось властями как временная мера. Однако этот факт вызывает еще один вопрос: после того, как больницы (при наилучшем исходе дела) «разольют», что будет со «Скорой»? Говорить об этом пока очевидно рано, так как нет даже примерных временных сроков, на которые больницы объединят.

Парламентарий Ольга Шмаеник, которая представляет интересы жителей Прионежского и Пряжинского районов в Заксобрании, тоже прокомментировала ситуацию.

«Встретилась с Министром здравоохранения, попросила Главу района Сухарева В.А. срочно собирать совещание с главами поселений» - написала она на своей официальной странице в соцсети. – «Вопросов масса: почему неотложка только до 17.00 (вчера говорила с врачами городских поликлиник - у кого-то и до 20.00); сколько бригад и машин планируется; как вообще будет это все организовано; будет ли при таком раскладе соблюдаться время доезда; всех ли работников ЦРБ примут на работу в БСМП и другие. Отсутствие информации порождает домыслы - так быть не должно».

«Дойдем до ООН»

Напомним: год назад «скорую» в Ладве уже пытались оптимизировать. Экстренную помощь вместо нее должна была оказывать петрозаводская БСМП. Однако тогда в Минздраве сообщили, что «скоропомощники» останутся на месте.

А несколько лет назад сходная история случилась в Чалне. Чалнинские врачи обслуживали несколько поселков. Полномочия передали в Шую, где на тот момент была всего одна бригада «скорой». Жители устраивали сходы, призывали чиновников к ответу. Доводы у населения были все те же: вдруг что - успеют ли врачи из другого поселка домчать? Их успокаивали: успеют, все только к лучшему.

На этот раз глава Шелтозерского вепсского сельского поселения Ирина Сафонова подтвердила, что в местных администрациях о приказе Минздрава ничего не знали до последнего момента.

-Этот приказ сейчас лежит передо мной. По факту, с 1 июня пункты «скорой» сокращаются, - прокомментировала она. – Они только не понимают, что наша «скорая» обслуживает не только Шелтозеро, но и Рыбреку, и Шокшу. Может, конечно, у медиков в Педасельге будут какие-то суперавтомобили… Но домачаться за 60 километров по убитой дороге… Мы этого так не оставим, за «скорую» будем бороться. Учитывая, что мы вепсское поселение, дойдем до ООН.

«Не могу врать людям»

Глава Ладвинского поселения Светлана Нестерова подтвердила, что тоже ничего не знала о злосчастном приказе:

- Когда представляли нового главврача ЦРБ (Сергея Смирнова назначили на этот пост в ноябре прошлого года - ред),  ему был задан вопрос относительно планов насчет «скорой». Потому что тогда слухи уже ходили. Но он ответил, что все остаются на своих местах. Накануне нас собирали в министерстве и пытались уверить, что, сократив три пункта экстренной помощи и открыв один, они улучшат ситуацию. Мне кажется, это делается ради сокращения расходов.

Проработав на своем посту меньше семи месяцев, глава Ладвы написала заявление об уходе. В разговоре с нами она объяснила свой поступок:

- Бюджет – очень скудный, денег не хватает на элементарные вещи вроде очистки дорог от снега. Когда бюджет пять миллионов, а на асфальтирование дороги в кредит взят миллион… Ситуация со «скорой» стала последней каплей. В Минздраве нас пытаются убедить в том, что ликвидация трех пунктов оказания помощи и создание одного взамен – это во благо. У меня здесь родственники живут, родные, знакомые. Я не могу врать им…

Наибольшую обеспокоенность вызывает тот факт, что теперь жители поселков (среди которых, как известно, немало людей пожилых – основных клиентов «скоропомощников») останутся один на один со своими хворями. Оставшаяся на местах «неотложка» для глубинки – что-то вроде терапевтов для горожан: померить давление, сбить температуру. А вот с инфарктом они не справятся – нет оборудования, нет нужных навыков. Перспективы – фатальные.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 11 апреля 2018

Заголовок в газете: ...А инфаркт подождет!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру