В Театре кукол Карелии готовят премьеру взрослого спектакля - без кукол. ФОТО

Жутковатое действо "почти по Чехову" в первый раз покажут в преддверии праздника Ивана Купалы

26.06.2018 в 09:04, просмотров: 773

К чему мы вспомнили народные поверья? К тому, что часть зрителей после спектакля будет вздрагивать даже от шума запоздавшего троллейбуса, ожидая, что из-за угла покажется какая-нибудь нежить. Часть, возможно, выйдет из зала карельского Театра кукол с улыбкой на лице. А часть – с болезненной гримасой. И все они будут по-своему правы

В Театре кукол Карелии готовят премьеру взрослого спектакля - без кукол
Пожалуй, такими чеховские герои еще не представали... Фото: Людмила Корвякова

Речь идет о спектакле «Сад», который зрители впервые увидят 28 июня. Мы будем постигать Чехова. Но какого!..

Героев предсмертной пьесы классика, оттененных ветвями вишневых деревьев, представляли по-разному. Раневская бывала изнеженной, вызывающей сочувствие, иногда жалкой или даже почти аморфной. Гаев являлся то потерянным, то бунтующим. Из Лопахина делали то подлеца, то героя. В общем, удивительная эта вещь – театральное воплощение. Текст одной и той же роли в разных интерпретациях преображается до неузнаваемости. Но тут – случай особый. Сначала актеры, каждый в меру своих возможностей, пропустили сквозь себя чеховскую историю. А затем в дело вступили маски, личины, вторая кожа. Соорудился какой-то двойной фильтр. Возможно, лелеялась идея – мол, маски на лицах наоборот должны показать истину. Получилось сложнее.

Точное определение тому, что происходит на сцене, каждый даст сам. Страшная и тонкая сказка или даже комикс? Ожившие «мрачные картины» Франсиско Гойи или реплика к клипу Майкла Джексона «Триллер» и всей зомби-индустрии? Безжалостное и все же доброе веселье или ядовитейшая пародия на ценности, навязанные современной яркой картинкой?

Режиссер-постановщик из Беларуси Александр Янушкевич много работает в России. Стал в 2016 году лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Теперь сумел подобрать для новой работы удивительных людей: композитор Александр Литвиновский, sound-design  Дмитрий Гаврилов, художник по свету Дмитрий Бабкин. Оригинальное хореографическое решение: продумана пластика каждого персонажа, а танцы в постановке Александра Козина – это настоящий «данс макабр». Впрочем, важнейший стержень нового прочтения «Вишневого сада» - это работа художника Татьяны Нерсисян. Ее задумки воплотили в цехах театра. И вот тут стоит остановиться особо.

Маски сделаны из трикотажа. Потому иногда они оживают из-за мимики актера. Иногда их несколько на одном человеке, или они меняют хозяина. Все это не просто пугает или смешит. Получается, что ты следишь и за маской, и за тем, настоящим, что под ней. И никогда до конца не знаешь, что из этого более реально. Искренние монологи, в которых кого-то просят посмотреть в глаза, обретают другой смысл. А интонационная игра голоса и выверенные движения тела выступают на первый план. Это по-настоящему непростая работа - почти всей труппе Театра кукол Карелии, занятой в спектакле, выпало, можно сказать, испытание - а также артисту Нацтеатра Алексею Белову и Леониду Прокофьеву.

Между тем на театральной сцене буквально из ниоткуда берутся эффекты, которые сейчас возможны только с помощью компьютерной графики. Минимализм в декорациях мнимый. Возникают какие-то оптические иллюзии. Геометрия пространства преображается мгновенно. То, что в нашем театре кукол умеют работать с миром предметов  – известно давно.

Режиссер спектакля Александр Янушкевич рассказал, что признателен и администрации театра за возможность выступить с таким спектаклем (возможно, амбициозным), и актерам:

- Я бы не брался, если бы не знал, что здесь такая труппа. Они – хорошие. А что до комедии Чехова - Антон Павлович был шутник, циник и добряк одновременно. И персонажи здесь не куклы, не люди. Они возведены в свою суть. Поэтому наше художественное высказывание как раз о том, что слишком много вокруг якобы красоты. Нам это навязывают рекламой – безупречность, вечная молодость, гламур. Все пытаются этому следовать. Но люди в зеркалах видят себя другими, и все же они прекрасны. Поэтому у нас такая антиреклама…

Премьерный показ спектакля состоится уже 28 июня. Как это будет - в фоторепортаже Людмилы Корвяковой.