«Мусорная» история с карельским региональным оператором получила логическое объяснение

Выбор фирмы по-прежнему выглядит сомнительно, но, похоже, республиканский Минстрой хотел избежать худших последствий

27.04.2018 в 08:15, просмотров: 1177

На этой неделе с журналистами встретились чиновники, ответственные за реформу обращения с отходами в регионе. Им удалось более-менее прояснить ситуацию с выбором регоператора, нестыковками в конкурсах и дальнейшими планами.

«Мусорная» история с карельским региональным оператором получила логическое объяснение
"Смотрящий" за карельскими отходами был выбран как альтернатива "варягам"? Фото: Дмитрий Ананьин

В течение часа на вопросы журналистов отвечали руководитель регоператора - ООО «Автоспецтранс» - Иван Новиков и министр строительства, ЖКХ и энергетики Олег Ермолаев. Наконец, разрешилась интрига с тем, как «Автоспецтранс» стал региональным оператором. Напомним – это была единственная организация, пославшая заявку на конкурс. У всех вызывал недоумение тот факт, что таким серьезным делом выпало заниматься фирме с 10-тысячным уставным капиталом, без людей, техники и практического опыта работы в данной сфере. Зато – с 10-летним контрактом на обслуживание государственной конторы, наличие которого было необходимым для участия в торгах.

Правда, Иван Новиков рассматривает это под другим углом. По его словам, такой контракт был не условием допуска участника к конкурсу, а просто критерием при сопоставлении конкурсных заявок. Так сказать, лишний «плюсик» в резюме. Хотя странно, что никто из других потенциальных участников конкурса этого не понял и не стал заявляться, поскольку не имел такого контракта.

     Фото: Максим Берштейн

Выяснилось, что на 10 лет вперед «Автоспецтранс» подрядился вывозить мусор Управления автомобильных дорог РК. История поистине удивительная, поскольку УАД – учреждение казенное, то есть живущее исключительно за счет республиканского бюджета. Сколько и на что потратить, в казенном учреждении решают после доведения  бюджетных лимитов – грубо говоря, когда становится известно, сколько денег на его содержание будет выделено в будущем году. Лишь тогда начинается прикидка, какую сумму пустить на командировки, сколько на топливо, сколько на вывоз мусора – и только на один год. В теории можно запланировать траты на три года вперед, опираясь на прогнозные показатели карельского бюджета. Но по факту, как уверяют эксперты «МК» в Карелии», такого никогда не происходило даже с бюджетными учреждениями. Что же касается наличия 10-летнего контракта у учреждения казенного, то это из области фантастики.

Впрочем, не стоит забывать о неоднозначной репутации Управтодора РК. Он не впервые оказывается «стрелочником», достаточно вспомнить историю с контрактом на постройку Гоголевского моста. Тендер на его возведение получили «Строительные технологии комфорта» - фирма из Санкт-Петербурга с уставным капиталом 10 тысяч рублей, отсутствием техники и мостоотряда. Организация взялась  реконструировать мост за сумму ниже всякого логического минимума, чуть более 800 миллионов. Это грозило срывом контракта как такового. 

И вот тогда наш Управтодор нашел способ отменить результаты аукциона: специалисты учреждения вдруг нашли ошибки в собственной документации! Таким экстравагантным образом конкурс был аннулирован. А потом был заключен контракт с единственным исполнителем, как позже выяснилось – незаконно, по сути, без торгов. Но это на ходе строительства никак не отразилось, все «шишки» посыпались на Управтодор – заказчика работ и организатора конкурса.

Так что, похоже, УАД появляется там, где правительству нужно провернуть какую-либо сомнительную схему. Другой вопрос – для чего это нужно. В 2016-м если бы закон не был обойден, можно не сомневаться, что мы еще долго жили бы без Гоголевского путепровода. И в случае с «Автоспецтрансом» история получается похожая – на это очень прозрачно намекнул министр строительства Олег Ермолаев:

- Шла определенная работа по выявлению тех лиц, которые работают на территориях, - признался он. – Чтобы не делать революцию и не заводить сюда людей, которые не умеют и не имеют опыта, чтобы заниматься этой деятельностью.

И хотя говорил министр о подрядчиках в районах, стало понятно, как принималось решение о самом региональном операторе: похоже, правительство всеми силами пыталось избежать появления неконтролируемого «варяга». История с «Ремстройкомплектом» многому научила наших чиновников.

Что ж, намерения самые благие. Но один вопрос остается открытым: почему же из всех карельских фирм нужно было выбрать ту, у которой ничего нет? Почему Минстрой не посчитал надежным партнером ни одну районную организацию, хотя у тех имелись и лицензии, и техника, и опыт, и оборотные средства? Да, у «Автоспецтранса» появились деньги на покрытие кассового разрыва (это подтвердил министр), и информация о ситуации в районах к ним вроде как поступила. «Вроде как» - потому что количество мусоропроизводителей и помоек на местах регоператор не считал сам, а запрашивал информацию у работающих в районах коммунальных организаций. Учитывая, что районные мусорщики регоператору ничем не обязаны, а зуб на него имеют - насколько можно ручаться за достоверность такой информации?..

И вообще – куда Карелия так спешит? В части регионов страны еще даже регионального оператора не выбрали, а мы в пожарном порядке решаем сразу все вопросы, что чревато ошибками. На этот вопрос Олег Ермолаев сказал, что мы не опережаем события, а догоняем уходящий поезд: о нормализации обращения с отходами в Карелии говорят с 2015 года, а к 2019-му все должно быть уже налажено, включая раздельный сбор мусора. А с другой стороны – до 2019-го есть время исправить все ошибки.

Будем надеяться, что это так.




Партнеры