Как сержант фельдмаршалом командовал. Часть первая

Этот рассказ - об уникальном человеке, строителе "Осударевой дороги" Михаиле Щепотеве

В нашей газете уже рассказывалось об "Осударевой дороге", которая по ведению царя Петра была летом 1702 года проложена по территории современной Карелии. Наша сегодняшняя история о строителе этой трассы, бесстрашном воине – сержанте лейб-гвардии Преображенского полка, "птенце гнезда Петрова" Михаиле Щепотеве, которого панически страшился фельдмаршал Борис Шереметев, вынужденно терпел царский фаворит Александр Меншиков, а государь безмерно обожал и защищал от досужих наветов.

Этот рассказ - об уникальном человеке, строителе "Осударевой дороги" Михаиле Щепотеве
«Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году». Худ. В. Суриков, 1872 год

"Там, где елень не проходил беспечно…"

В основу нашего повествования ляжет историческое исследование научного сотрудника Национального музея Карелии Михаила Данкова, которое он представил на очередной научной конференции "Петровское время: эпоха в лицах". Этот крупнейший мировой форум ученых-историков, изучающих времена царствования Петра I, прошел в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Первые упоминания о Михайле Ивановом сыне Щепотеве относятся к 90-м годам XVII столетия, когда его имя проявилось, как бы сейчас сказали, в списках личного состава «потешных» войск юного царя. В Бомбардирскую роту нового регулярного подразделения отбирали так называемых "фактурных" претендентов, как из князей - Голицыных, Долгоруких - так и из верных и смышленых смердов, вроде Алексашки Меншикова. Выходцем из какого сословия был наш герой, историк Михаил Данков затрудняется ответить: в то время людей с такой фамилией было несколько: один, стольник, входил в свиту Петра, другой - оправлен в Голландию учится "навигацкому делу". А шведский капитан Страленберг позднее вообще написал, что среди друзей царя, "между знатнейшими" находился и «Щепатов» (Щепотев), которому "худая кончина воспоследовала". Вот и судите, "чьих" был на самом деле Михаил Щепотев.

Известно, что в 1693 году сержант Преображенского полка трижды сопровождал государя в Архангельск, где Петр заложил корабль "Св. Павел", который был оснащен чугунными пушками, якорями, имел "румпель железный", сделанными на Устьрецком заводе в Заонежье. Оправляясь в Москву, государь велит бомбардиру остаться на зиму, дабы привести судно в "причинный вид", а в мае следующего года возвращается, чтобы похвалить Михайлу за усердие. Будущий император понимал, что ему нужны люди, у которых не токмо "Бахус почитается…и своими листьями заслоняет очи", но и дела спорятся.

Потерпев в 1700 году поражение под Нарвой, Петр решает взять Балтику в обход. По его распоряжению, 8 июня 1702 года канцлер Федор Головин, предписывает Щепотеву сотоварищи, "проведать сухов путь до Ладоги", чтобы определить "переволоки от урочища до урочища в дальнем же расстоянии, и на скольких верстах" дабы пройти "его великого государя служилым людям безо всякие остановки".

В фонде "Приказные дела новых лет" Российского архива древних актов, рассказывает Михаил Данков, в последние годы были обнаружены уникальные корреспонденции со строительства этой секретной трассы, принадлежащие руке сержанта Щепотева. Согласно им, на строительство "мостовой перспективы в 174 версты, там, где и елень не проходил беспечно", потребовалось - не поверите - меньше месяца.

Помимо устройства потайной трассы, государев любимец у Повенецкого рядка на Онежском озере выстроил два судна "про копитана" (имея в виду Петра), и для Федора Головина: "Да моей, Михайловой, работы два судна. Одно оснащено, а другое почал снастить и к вашему приезду будет в готовности. А те суды зделаны…так, как в Новегороде". Значит, и на Волхове отличился Михаил Шепотев.

В народных преданиях с любовью сохраняется образ сержанта, рассказывает Михаил Данков. Вспоминали поморы, как в деревню Нюхча, близ которой началось строительство "Осударевой дороги", Петр Алексеевич "пришел со своим любимцем Шепотевым, показал народу свои царские очи". Сержант определенно притягивал к себе людей, и имел над ними власть, но он еще и обладал хорошим чувством юмора. В Архангельске, во время достройки яхты "Св. Павел", по городу пошел слух: "Будет-де скоро царь, приготовьтесь. Ждут, хотят его лик государский видеть… Смотрят, на балкон вышел кто-то. Лоцманы пали на землю… и слышат: "Встаньте-де, православные - не царь я, а генерал Щепотев. Петр Алексеевич сзади едет и скоро будет". Шутил сержант, а ведь наступит день, когда он и фельдмаршалом командовать будет…

Строительство секретной "Осударевой дороги" в Карелии позволило 12 октября 1702 года "на аккорт" (быстрым штурмом) взять шведскую цитадель Нотебург, а в мае следующего года заложить Санкт-Петербург. Так, стратегический маршрут, обустроенный блистательным сержантом, получил общенациональное значение. А через месяц Щепотев вновь уже сопровождает "свейских полонных людей" от Ладоги к Москве, где их провели по улицам Первопрестольной, как потом, в 1944 году, пленных немцев по столичным улицам.

Как бомбардиры становятся капитанами

Бомбардир вновь возвращается к устью Невы. Возле крепости Ниеншанц , как не без зависти сообщал царю Александр Меншиков, "Михайло Щепотев… побили шведских драгунов человек с 40, лошадей взяли до 60, а быков и коров - больше 100 скотин выгнали и роздали по полкам.., а наши слава Богу все в целости".

Весной 1703 года - новые подвиги. В очередном дозоре Щепотев обнаружил в устье Невы эскадру шведского адмирала Гедеона фон Нумерса. Гвардеец сумел взять "языка", после чего сам царь под именем "копитана Петра Михайлова" и поручик Меншиков атаковали шняву «Астрильд» и вице-адмиральский бот "Гедан". Современники оценили эту викторию как победу "никогда не бываемую", и 10 мая 1703 года канцлер Головин "положил на грудь" героям ордена Святого Андрея Первозванного. Досталась ли какая-либо награда Щепотеву, Михаил Данков данных не имеет, но уверен, что исполнительного солдата слава не волновала, ему было довольно, что он находился в самом близком государевом круге.

Вскоре по указу государя сержант отправляется на реку Свирь, где в марте 1703 года состоялась закладка фрегата "Штандарт" и нескольких более мелких судов. Флотилия строится быстро, и к штурвалу фрегата встает сам царь, а на корабле "Бир-Драгер" капитаном пошел «Михайло Иванов сын Щепотев". С этого времени берет начало традиция командования бомбардирами Преображенского полка над кораблями Российского флота.

Весной следующего года сержант возвращается к непокоренной Нарве, руководит строительством моста в устье реки Нарова. 18 мая 1704 года он докладывает Меншикову о приходе шведского флота в помощь осажденной крепости в составе 40 кораблей, на которых "пушек по 20 и по 24 видел сам". И добавляет: "А по ведомости взятых языков…на тех кораблях солдат 1000 человек". Русские артиллеристы, благодаря этому донесению, сумели отогнать своим огнем свейское подкрепление, и в августе Нарва была взята штурмом.

Продолжение следует

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 31 мая 2018

Заголовок в газете: Как сержант фельдмаршалом командовал

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру