Как именно в Петрозаводске собираются делать комфортнее городскую среду

Тема благоустройства тревожит петрозаводчан, о чем становится широко известно с завидной регулярностью

Однажды кто-то сравнил город Петрозаводск с хроническим больным. Вот жил человек, который был славен, дороден и состоятелен. Пошили ему великолепный пиджак. Но поиздержался и исхудал наш герой, заточили хвори. А пиджак он носит все тот же, сшитый по устаревшей мерке.

Тема благоустройства тревожит петрозаводчан, о чем становится широко известно с завидной регулярностью
Кто сказал, что набережная Лососинки не может быть такой?

Новый шанс

Когда-то наш город получил филиал Академии наук, консерваторию, филармонию, мощную образовательную и промышленную инфраструктуру. Теперь грустно: «столичности» - мало, проблем – хватает. На едкие вопросы туристов разводишь руками и заискивающе обещаешь – все будет… Неужто время пришло?

Несколько лет назад, когда мы еще выбирали мэра города, один из кандидатов построил избирательную кампанию на лозунге «Сделаем наш город чище». Спустя годы, 18 марта 2018, горожан вновь зазывали на выборы президента страны, параллельно призывая голосовать за проекты благоустройства определенных территорий. В республике наблюдалась такая же картина, почти все муниципалитеты разродились собственными идеями обустройства площадок, парков, поселковых и городских пространств.

В марте этого года на рабочей площадке «Точка кипения» состоялась интересная встреча. Она собрала дизайнеров, архитекторов, проектировщиков, предпринимателей города и не только. Посетить ее мог любой желающий. На ней и выяснились подробности нового бума.

На излете 2016 года правительством России был утвержден новый приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Срок реализации поначалу был обозначен такой: с ноября 2016 года по февраль 2021 года (включительно). В его рамках муниципалитеты должны были сформировать и реализовать пятилетние комплексные программы по благоустройству городов и поселений с учётом рекомендаций Минстроя России.

В Петрозаводске активно стали упоминать об этом только к важной мартовской дате 2018 года. Поэтому возник некий скептический взгляд: под выборы вновь зовут делать жизнь лучше.

- Действительно, в проект мы включились очень быстро, - отметила на встрече  начальник управления благоустройства и экологии администрации Петрозаводска Анна Дудырина. - Предполагалось, что будет в городе выбрано около 15 идей обустройства. И вдруг, благодаря широкому освещению в СМИ, «плотину прорвало». Были заявлены 62 территории! Профессионалы утверждают, что в такие сжатые сроки подготовиться на должном уровне нельзя. Нам приходится говорить – надо, иначе мы не попадем в программу».

С аргументом представителя власти, скорее, хочется согласиться. Шанс приукрасить город за федеральные деньги выпадает нечасто. Но есть ли еще альтернативы?

Мнение тех, кто делал

Архитекторы, дизайнеры, проектировщики, экологи, общественники... Подавляющему большинству в среднем не более 30-35 лет. На встрече они упоминали, что в столь масштабную историю включились с энтузиазмом. Создавая эскизы, придуманные обывателями, без точных цифр и плана инженерных коммуникаций, без предоставленных данных о рельефе и даже летних фотографий, эксперты трудились «на честном слове». Оказалось, что от серости и заброшенности общественных территорий устали все. И, прежде всего, об этом упоминала молодежь, которая, по сути, выросла в руинах карельской столицы: среди неухоженных скверов и пустырей-«пятачков» микрорайонов.

Им не хватило времени – это стало общим местом в обсуждении. Оттого, по сути, публике представили не столь эффектную «картинку» проектов. Подготовительная работа должна была начаться, как минимум, за полгода до вынесения на голосование. А началась – чуть не за месяц. Если в наступившем году это пожелание не будет учтено, как отметила член правления карельского отделения Союза дизайнеров России Яна Пермякова, их объединение намерено отказаться от дальнейшего сотрудничества по программе.

Наученные горьким опытом контрактов и тендеров, они опасаются, как бы благие намерения не были перевраны на стадии реализации. На бумаге все может быть интересно и нестандартно, а исполнитель, который выиграет конкурс, будет исходить из минимумов, сводя на нет дизайнерские решения.

Также прозвучало предложение внедрить некий предварительный этап. Чтобы сначала эксперты выбирали из десятков проектов самые значимые и проработанные, а затем уже общественность поддерживала их. Иначе, привела пример представитель Петрозаводского госуниверситета Анастасия Иоффе, один из микрорайонов заявляет десятки идей, другой – ни одной.

И все же, сложилось ощущение, что произошел какой-то качественно новый сдвиг. Будто в одночасье (или под давлением сроков программы?) специалисты, активисты и просто неравнодушные люди очнулись и решили преобразить карельскую столицу. К примеру, по мнению предпринимательницы из Петрозаводска, участницы этой истории, Ольги Антоновой, проекты проработаны на 50-70 процентов, значит, надо двигаться дальше, к профессиональным архитектурно-строительным и коммуникационным решениям, а не останавливаться «до следующего пламени».

 Мнение тех, кто мог бы сделать

На встрече были и представители бизнес-сообщества. Разных весовых категорий. Их пригласили представители городских властей и творцы (дизайнеры, проектировщики), чтобы узнать – можно ли что-то сделать для города за счет предпринимателей. Но, прежде, чем с постановкой вопроса «дайте денег» не согласились бизнесмены, высказалась представитель Института экономики Карельского научного центра РАН и Общественной палаты республики (по вопросам экономического развития и поддержки предпринимательства) Любовь Кулакова: «Предпринимательскому сообществу мы должны предложить такой пакет конкретных партнерских взаимоотношений, который их, действительно, заинтересует». Иначе позитивный настрой власти и общественности благоустраивать целые кварталы не найдет отклика у тех, кто работает на себя, нацелен на извлечение прибыли, так как они мыслят совсем другими категориями.

Один из посланников малого предпринимательства отчасти подтвердили это.

- Мы не можем, как крупные бизнесмены, просто взять и выдать определенные суммы  до того, как будет построен парк или площадка, с учетом посещаемости которых мы посчитаем прибыль, - рассказал очень молодой горожанин, владеющий хостелами и занимающийся стрит-фудом. Поэтому таким неравнодушным ИП или ООО интереснее участвовать в фестивалях, праздниках, культурных и спортивных акциях, которые необходимо проводить на будущих благоустроенных территориях. 

Менеджеры крупного строительного гипермаркета выразили готовность при обустройстве городской среды помогать материалами и мастер-классами для населения, пояснив, что социальная ответственность их бизнеса не включает  прямое финансирование гражданских инициатив.

В заключение этого обсуждения был приведен и тезис о том, что обезличенное вливание денег – бюджетных ли, предоставленных коммерсантами, - обостряет проблему бережного отношения самих горожан к новым арт-объектам, детским площадкам, скамейкам - одним словом, привносимым красотам. Ярким примером служит обустройство лесополосы в микрорайоне Ключевая, на улице Репникова. Много лет здесь существует родник. Тропа к нему связывает также жителей старой Кукковки и Ключевой. Когда администрация города решила обустроить эту зону, нашлись спонсоры. На их деньги было устроено освещение, воздвигнута беседка, впоследствии – установлены спортивные тренажеры. Но, как напомнила Анна Дудырина, на следующий же день после открытия этого объекта отдыха кто-то разломал информационные щиты и элементы навигации. Так, может, действительно, только если жители того или иного микрорайона сами будут рублем участвовать в обновлении пространства - будет толк?

Поживем – построим

В рамках именно проекта «Формирование комфортной городской среды» в Петрозаводске в 2018 году должны преобразить три территории, за которые проголосовало большинство горожан: лыжную трассу «Фонтаны», парк 50-летия Пионерской Организации и аллею Дружбы на улице Нойбранденбургской. Так как программа охватывает пять лет, то в карельской столице могут измениться 15 общественных территорий - из расчета по три проекта в год. Кроме того, действуют иные направления – поддержки местных инициатив, обустройства дворов и т.п.

Но будут ли к теме строительства, реновации или благолепия города далее подогревать такой интерес, как это случилось в начале наступившего года? Станет ли это новым петрозаводским феноменом или мы наступим на старые грабли обещаний?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Новый феномен или старые грабли?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру