Культура частных объявлений в Карелии имеет свои особенности

Порой сообщение о покупке-продаже-поиске превращается в целый рассказ

Когда-то Карелия одной из первых в стране подключилась к Интернету. Пару лет назад республика входила в десятку самых продвинутых в сфере информатизации регионов. В результате такая доступность сети позволяет бурно развиваться очень утилитарной сфере – частным объявлениям.

Порой сообщение о покупке-продаже-поиске превращается в целый рассказ
Ресурсы Интернета дают возможность упорядочить сотни тысяч сообщений о спросе и предложении, а это - один из двигателей экономики. Фото: Pixabay.com

Как же ведут свои бизнес-проекты петрозаводчане? Об этом мы узнали на примере большой площадки, в которой только пользователи из карельской столицы ежемесячно размещают свыше 120 000 объявлений.

Для предпринимателей интернет-площадка объявлений – бесплатный способ заявить о своем товаре или услугах. Они не меняют стоимость конечного продукта. Другое дело – обычный житель города, решивший, к примеру, «продать что-нибудь ненужное», как говорил Дядя Федор из Простоквашино. Тут офисный клерк или домохозяйка, преподаватель музыки или военный перевоплощаются в акул маркетинга. Мы почитали некоторые частые объявления о продаже вещей. Сравнили цены «б/у» товаров с магазинными. А теперь делимся с вами, рассказывая непридуманные истории. Орфография и стиль авторов объявлений сохранены.

«Без красного словца»

Во-первых, авторы объявлений очень любят указывать, по какой цене и когда приобретался товар, который они теперь продают. К примеру, жительница микрорайона Перевалка пишет: «Стоимость дивана для меня составила 16 990 рублей». Такую же цену она выставляет в объявлении и при продаже мебели.

Кто-то использует богатые описательные возможности родного языка. Скучно читать про «офисный стол» или «кровать-чердак». В рубрике «Мебель. Продам» можно встретить такие заголовки: «замечательные кресла», «элитный диван», «нежная люстра». Анонс «немецкий гарнитур» - видимо, намекающий на качество - содержал фото мебели, сделанной в ГДР и, судя по изображениям, много чего повидавшей уже после объединения Германии. В другом объявлении мебель наделялась удивительными качествами: «диван опрятный» (видно, характер у него такой) или «все модули мебели самодостаточные» (пояснение: «могут использоваться по отдельности, в том числе, как идеальные угловые пуфы»).

А какая сила убеждения и сугубо личных переживаний в описаниях! Так, одни товар называют «милый шкафчик с дверцами, в нем много места для бутылочек и кремов». Или доверительно сообщают: «имеются следы от когтей на боковых подушках, сильно в глаза не бросаются, в основном все отлично».  Другие сватают комод пенсионного возраста «60 лет, а работает как новый. Очень удобная вещь». Стоимость раритетного удобства – 20 000 рублей.

Третьи будто и не реализуют прабабушкины стенки, а строго рекомендуют: «В связи с отъездом продаю крепкий сервант. Все открывается и закрывается отлично. Сейчас уже модно ретро мебель». К слову, «ретро» оценили в 500 рублей.

Некоторые предметы обстановки можно получить даром. Пример такой щедрости, скорее, напоминающий марафон: «Отдам бесплатно диван угловой, длина больше 2х метров. Выглядит местами не очень свежо (есть несколько пятен и одно порванное место), но для сна идеален. Забрать можно 27-го февраля утром, потом выброшу из-за покупки нового. Разбирать и вывозить самостоятельно». Почему этот анонс приказного тона мы назвали марафоном? Дело в том, что сообщение о диване, который можно забрать 27-ого утром, было размещено 26-ого вечером. Позднее пиковой даты оно все еще было актуальным.

Антонина, 58 лет: «Однажды я вот так же отдавала через Интернет диван бесплатно. Вы не представляете, какой шквал звонков получила. Одни кричат в трубку «Мы – погорельцы из отдаленного микрорайона, никому не отдавайте, сейчас приедем!». Другие напирают: «Не могли дозвониться, но мы первые увидели это объявление! Диван – наш, для лежачего больного нужен!» Все это переросло в какой-то скандал, угрозы вперемешку с мольбами. От дивана-то избавилась, но запомню эту историю надолго».

Не задумываясь о том, что раскрывают какие-то лишние подробности, доморощенные бизнесмены указывают: «Если вне зоны доступа, значит на работе в лесу. В таком случае звоните вечером!». Горожане не знают  сна и покоя  у домашних очагов.  

Если подойти к решению практической задач покупки мебели (отбросив моду, бренды и личную гордость - мол, «могу себе позволить»), то выяснится, что «с рук» - не значит дешевле. Мы сравнили цены и выяснили, что новую мебель тех же редчайших расцветок (в одном объявлении было фото мягкого уголка с упоминанием, что обивка крайне редкая, хотя мы ее нашли в трех магазинах города) можно купить иногда и с меньшими тратами, нежели «б/у». Для сравнения взяли одинаковые по размеру и функционалу комоды.

Слева: за 5 000 рублей, чей-то, справа – на выставке в магазине, такой же, трехсекционный, более вместительный и новый за 3 999.

«Откройте, полиция»

Еще одна насыщенная рубрика в объявлениях Петрозаводска – «Ремонт и строительство». Обладатели жилья в новостройках распродают то, что им было установлено, наклеено, прибито в рамках отделки «под ключ». Те, кто сделал ремонт своими силами, избавляются от излишков.

«Новая» металлическая дверь красуется в одном из объявлений за 5 000 рублей. Никаких преимуществ ее не расписано. Тем временем в магазине можно обнаружить этот же товар за точно такую же цену, а в дни распродаж и дешевле.

«Розетки и выключатели новые. С новостройки» - продают жители микрорайона Кукковка от 50 рублей за штуку. В строительном гипермаркете розетки можно приобрести и за 40, и за 47 и 48 рублей. Причем, в отличие от счастливого обладателя свежевыстроенного жилья, магазин примет обратно товар, если он окажется неисправным.

В другом объявлении предлагается в новом, активно строящемся микрорайоне карельской столицы забрать «Остатки от ремонта: ЛДСП, ДВП, плитка, затирка влагостойкая по полведра и т.д. Указана цена в 100 рублей. Но это еще одна нечаянная (или намеренная?) уловка автора сообщения. Оказывается, в «соточку» список не укладывается – нужно звонить, обговаривать, что и в какую стоимость вам продадут. Зато просмотров у такого анонса немало. Шутка ли - за сто рублей приобрести то, на что, к примеру, в хрущевке можно санузел отремонтировать.

Немало в данной рубрике объявлений о продаже компактной строительной техники: шлифовальные машинки, дрели, перфораторы и тому подобное. Но читателям важно проявлять максимальную бдительность при подобных сделках. У нас нередки случаи, когда вот так через сеть реализуются краденные вещи. Не всегда инструменты «уводят» со стройки или из чужого дачного дома, они могут быть и с документами – потому что похищены из магазина.

Виктор, 51 год: «Купил как-то я вот так с рук, по интернет-объявлению. Толком и попользоваться не успел. Полиция пришла – изъяли технику. Обидно, конечно. Но мне даже в голову не приходило, что я с воришкой общался. У мужика такие руки трудовые, сказал, что ему родня новый инструмент подарила, вот он и отдает недорого старый»

«Удивительное  - рядом»

В целом, такая электронная «доска объявлений» позволяет делать интересные выводы о наших сегодняшних буднях. Есть над чем задуматься, если жители Петрозаводска в поисках работы за месяц сами разместили более 3 700 резюме. А вакансий там опубликовано лишь 700…

Самые многочисленные рубрики в петрозаводском сегменте - «Детская одежда и обувь» - свыше 25 000 объявлений, в месяц и та же позиция по продаже взрослых вещей – 27 000 сообщений.

Другая примета – после празднования Международного женского дня  появились десятки объявлений о перепродаже подарочных сертификатов. Кому-то было так сложно угодить с подарком, что подарили красивую открытку с обязательством что-нибудь себе купить… Но и это оказалось не к месту. К примеру, сертификат в один из салонов-магазинов, на который можно выбрать товаров на 3 000 рублей, продают за 2 500.

В сложной ситуации оказался и еще один петрозаводчанин. Участвуя в некоем конкурсе, он выиграл сертификат строительной фирмы на скидку при приобретении квартиры. То ли квартира не нужна, то ли и без скидки она недоступна, - но теперь «везунчик» продает сертификат на скидку в 100 000 рублей - за 50 000 рублей. А сертификат на скидку в 30 000 рублей - за 15 000.

Еще мы узнали, что горожане с удовольствием разводят и продают пауков-птицеедов (жаль, только называют их «поуки»),  держат лестницу-стремянку, чтобы выехать и снять с дерева кота, возмездно помогают проводить общие собрания собственников жилья, продают рабочие фены 1974 года выпуска, советские анатомические наборы и вкладыши из жвачек 90-х…

Много оговорок

Наш обзор не учитывает многих «но». Во-первых, потому, что охватывает исключительно Петрозаводск. Значение таких площадок в небольших населенных пунктах совсем иное. Если на автобус до райцентра придется потратить круглую сумму, магазинов нет, а тебе до зарезу понадобились коньки или надувной матрас – проще поискать в округе. Во-вторых, мы не затрагиваем эксклюзивные товары и услуги. В-третьих, не ведем разговор о профессиональных перекупщиках – тех, кто по акциям приобретает товар, а позднее выставляет на продажу с наценкой, на которой зарабатывает.

Тот, кто покупает частным образом, - не совсем потребитель. Тот, кто продает – не совсем продавец. Потому что факт сделки с юридической точки зрения сложно доказать. Об этом стоит задуматься тем, кто трепетно относиться к понятию права. Человеческие слабости проявляются в обезличенных историях достаточно ярко. Впрочем, с той же долей вероятности можно столкнуться и с людской глупостью, а равно, и честностью.

И, наконец, два официальных момента. Во-первых, интернет-площадки давно облюбовали профессиональные и доморощенные мошенники. Криминальная сводка периодически пополняется житейскими историями, когда обманывали как покупателей, так и продавцов. Все схемы не описать, но дело доходит уже до комичных ситуаций.

Максим, 35 лет: «Недавно приобретал у предпринимателя бытовую технику. Его условия – он привозит со склада груз бесплатно, поднимает на этаж. Опасаясь, как бы он не оказался мошенником и не пропал с моими деньгами, говорю – привозите на адрес, там рассчитаемся. Он настаивает на задатке. Нет, говорю, сначала привозите. В ту минуту, когда предприниматель поднимался с техникой в квартиру, позвонила его жена и проверила на месте ли я. Позже выяснилось, что им попадались мошенники-покупатели. Так мы и боялись друг друга, он – меня, а я – его…»

Во-вторых, как мы узнали в Управлении Федеральной налоговой службы по Карелии, надзорные органы также следят за публикациями на интернет-ресурсах. Делается это для выявления незаконной предпринимательской деятельности. Крупные сделки (продажа или покупка квартиры или авто) подлежат регистрационным действиям и уплате налогов – поэтому о них и так будут уведомлены инспекторы, невзирая, на то, где были размещены анонсы. А вот мелкие бытовые сделки – к примеру, если кто-то захотел продать однажды обувь – ведомство не интересует. Слухи на этот счет, разносимые все по тому же Интернету, беспочвенны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 13 июня 2018

Заголовок в газете: Экономисты в домашних тапочках

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру