МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Теперь все в компьютере

Электронный паспорт захоронения позволит избежать множества недоразумений

Водительские права, загранпаспорт, диплом, трудовая книжка, свидетельство о рождении… 

У человека на руках постоянно находится бесчисленное множество самых разных документов, без которых обойтись просто невозможно. Одним из таких документов, о котором, к сожалению, пока знают не все жители Карелии, является электронный паспорт захоронения. Новая информационная система активно внедряется по всей России, в августе 2009 года она появилась и в карельской столице, однако в силу объективных причин родственники умерших обращали мало внимания на преимущества нового документа. Как раз о пользе электронного паспорта захоронения, который позволит сэкономить уйму сил, времени и, главное, нервов, мы беседуем с директором МКУ Петрозаводского городского округа «Ритуал» Сергеем Гриненко и директором ПМУСП «Мемориал» Алексеем Суховеем.

Как это работает?

Электронный паспорт захоронения, как уже было сказано, – это единая компьютерная система, которая сейчас повсеместно внедряется по всей России. Сам паспорт представляет собой обычную пластиковую карточку, которая содержит всю информацию о захоронении, в том числе регистрационный номер, точный размер участка, число и дату захоронения. Также в электронном виде хранятся данные о человеке, ответственном за захоронение. В базу данных носителя помещаются необходимые фотографии захоронения.

«Процедура оформления паспорта проста, – говорит Алексей Суховей. – Гражданин в тот период, когда нет устоявшегося снежного покрова (приблизительно с 15 мая по 15 октября), обращается к специалистам МКУ «Ритуал» по телефону 78-52-54, с ним согласовывается время встречи. Заявитель, либо его законный представитель, в назначенный день прибывает на кладбище и показывает специалисту и сотруднику, занимающемуся инвентаризацией, место погребения. Все замеры происходят исключительно в присутствии заявителя во избежание спорных ситуаций. Происходит снятие линейных размеров, определяются географические координаты. Делаются фотографии всех надмогильных сооружений и общий вид всего участка».

Иногда встречаются участки непрямоугольной формы, в таком случае создается схема участка, отсканированный вариант которой прикладывается к фотографии. Максимальный срок оформления документа составляет 30 дней, однако фактически процедура занимает гораздо меньше времени. Паспорт выдается гражданину на руки, а у организации, кроме электронной базы, остается бумажная анкета, где перечислены все умершие с номерами свидетельств, с датами захоронений, а также данные ответственного лица. При этом, разумеется, соблюдаются все меры по защите персональных данных.

В затруднениях с поиском

Уточним, что электронные паспорта автоматически формируются для захоронений с 2009 года, поэтому с самыми большими проблемами могут столкнуться те, чьи родственники скончались до этой даты.

«Гражданин, у которого близкий умер в советское время, в лучшем случае имеет на руках свидетельство о смерти, – рассказывает Сергей Гриненко. – А оно само по себе отношения к участку на кладбище не имеет, а лишь говорит о том, что человек погребен. Получив свидетельство, мы не можем определить, сколько человек похоронено на участке, какие надмогильные сооружения установлены и прочее. В советское время велась книга регистрации захоронений, где должно быть записано, кто и кого похоронил. В лучшем случае, там оставлен адрес и фамилия человека, занимавшегося организацией похорон, а география конкретного участка не указывалась».

Таким образом, отсутствие электронного паспорта в будущем может привести к серьезным проблемам с поиском захоронений родственников, ведь размеры кладбищ растут, а территория самих участков с течением времени может значительно поменять свой внешний вид.

К сожалению, многие сегодня не приходят за оформленным паспортом, даже зная о его существовании. Причины бывают разные – к примеру, часто родственники приезжают на похороны из Москвы, Финляндии, а позже надолго покидают территорию республики. Многим жителям не до того, ведь похороны – не самая приятная процедура, и получение всей необходимой документации не является первоочередной задачей. В результате в МКУ «Ритуал» копятся залежи пластиковых карточек и анкет.

О правах и обязанностях

Помимо определения места, вида, цвета, размеров и прочих параметров захоронения устанавливается ответственность конкретного лица за данный участок.

«На сегодняшний день существует только констатация того, что лицо обязано осуществлять уход за захоронениями и своевременно оформлять документы, – отмечает Сергей Гриненко. – Ответственности же никакой нет. Но вполне возможно, что нашей организации понадобится конкретный человек. Возможно, что свои претензии захотят высказать владельцы соседних участков, на которых в результате определенных работ появятся повреждения. Мы исходим из законодательно установленного понятия семейно-родовых отношений. Например, некая семья испытывает вполне логичное желание, чтобы все близкие были захоронены в одном месте. При отсутствии электронного паспорта не всегда возможно установить, есть ли на участке подзахоронения. К нам недавно обратился молодой человек, который захотел похоронить родственника и представил свидетельство о смерти. Выехав на кладбище, он внезапно вспомнил, что на участке уже подзахоронена тетя, а ее свидетельство о смерти было найти очень сложно. В итоге ему пришлось потратить много сил, чтобы оформить все необходимые документы. Мы считаем правильным общаться с одним ответственным лицом, чье решение будет окончательно и бесповоротно. В противном случае мы превращаемся в организацию, которая занимается решением семейных ссор. Если находятся люди, которые хотят осуществить захоронение, благоустроить территорию захоронения, но не являются ближайшими родственниками, то электронный паспорт позволит быстро найти ответственного и спросить у него разрешение».

Представим, вдруг на участке что-нибудь произошло – повреждена ограда, пропал дорогой памятник… Гражданин, не имея электронного паспорта, обратится в полицию. Его тут же спросят – а памятник действительно был? И будут правы, ведь документального подтверждения (тех же фотографий бывшего памятника) на руках у заявителя не будет. В данном случае опять может помочь паспорт захоронения.

Что важно, ответственное лицо после оформления электронного паспорта получает дополнительные права, именно оно будет принимать решения о том, кто в дальнейшем будет захоронен на этом участке, о форме, цвете, виде надмогильных сооружений, сроках и порядке их установки. В этом случае нельзя будет поставить на участке, например, памятник, если ответственное лицо выступит против.

Пора брать пример

Электронная паспортизация повсеместно внедряется по всей России. Во многих регионах (к примеру, в Московской и Костромской областях) власти совместно с мемориальными компаниями пришли к однозначному выводу – без документа, удостоверяющего право на использование кладбищенского участка, гражданину запрещается устанавливать памятники, менять ограду, делать дополнительные захоронения на участке. Чиновниками разработаны соответствующие положения. А так как у многих бумажного удостоверения не имеется (вспомним про свидетельство о смерти), система электронной инвентаризации захоронений видится оптимальным решением.

В Петрозаводске подобные соглашения пока только внедряются, но специалисты уверены, что стоит перенять опыт других регионов, чтобы значительно упростить гражданам все процедуры учета, регистрации и оформления участков. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах