МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

“Незаконнорожденный” профсоюз

Работодатель Карелии судился с профсоюзной «первичкой» на своем предприятии

В советские времена профсоюзы именовались «школой коммунизма», тем самым четко определяя их взаимоотношения с правящей КПСС. Мол, мы, Партия – профессура коммунизма, его толкователи, а вы – школяры, которые только учатся это делать. И роль профсоюзов на предприятиях сводилась к тому, чтобы изредка проводить скучные собрания, собирать членские взносы, распределять путевки в санатории по льготной цене, а также дарить подарки на Новый год детям членов профсоюза. 

Но более двадцати лет назад «руководящая и направляющая сила советского общества» сошла со сцены. Профсоюзы же остались. И, что поразительно, все равно в качестве школяров, не играя сколько-нибудь значительной роли в нашей жизни… Только чему они учат и учатся? Чем живут? Если по-прежнему лишь дарят новогодние подарки (такое тоже еще есть), то нужны ли они вообще? Если честно, некоторое время назад я лично ответил бы: не нужны! И оказался бы в числе тех 80 процентов россиян, которые считают их совершенно бесполезными (так утверждает статистика). Но одна история, которую мне поведали в карельском рескоме профсоюза работников жизнеобеспечения, заставила меня усомниться в собственной правоте. Вполне возможно, рано списывать профсоюзы в архив, есть у них еще порох в пороховницах. И, похоже, окончив «школу коммунизма», они теперь поступают в «вуз капитализма»…

Незаконная «первичка»

Есть в Карелии такое предприятие – ООО «Карелкамень». Зарегистрировано в Петрозаводске, а работает в п.Рыбрека Прионежского района. И совсем недавно судилось оно с профсоюзом работников жизнеобеспечения и двумя своими работниками, создавшими на предприятии первичную организацию этого профессионального союза. В исковых требованиях «Карелкамень» просил признать «первичку» незаконной.

Ситуация не поддается никакому сравнению. Ничего подобного в нашей республике никогда не было. Да и в России, пожалуй, тоже. Вдумайтесь: работодатель судится с профсоюзом, считая само его создание незаконным! Разве это не говорит о признании силы профсоюза? Ведь будь он просто распределителем подарков, руководству предприятия и в голову бы не пришло подавать иск. А раз подали, значит, стали считаться. Значит, пошли какие-то реальные дела по защите прав трудового люда.

Из профсоюза в профсоюз

Почти год назад в кабинет председателя рескома КРО профсоюза работников жизнеобеспечения Андрея Пахомова постучались работники ООО «Карелкамень». Они говорили о том, что на предприятии не индексируется зарплата, как того требует Трудовой кодекс, нет коллективного договора, а председатель профсоюзной организации не предпринимает никаких мер к решению данных вопросов.

– Честно говоря, я попал в непростую ситуацию, – говорит Андрей Пахомов. – На предприятии действовала «первичка» другого профсоюза – работников строительства. То есть ничем помочь я не мог. Но после обсуждения ситуации, изучения нашего устава я пришел к выводу, что можно создать на предприятии первичную организацию нашего профсоюза и совершенно легитимно начать работу по заключению колдоговора.

Загвоздка состояла в том, что двое из желающих наладить профсоюзную жизнь в «Карелкамне» – Валерий Бородин и Роман Сорокин – состояли членами профсоюза работников строительства. Чтобы вступить в другой профсоюз, им следовало выйти из предыдущего. Что они и сделали в октябре прошлого года, написав одно заявление о выходе председателю «первички» и второе – в бухгалтерию, чтобы у них перестали удерживать профсоюзные взносы. После этого они вступили в профсоюз жизнеобеспечения и провели собрание, создав первичную организацию в ООО «Карелкамень».

Идите в суд

Новая организация нашла сторонников среди работников предприятия. Через некоторое время она уже насчитывала в своих рядах порядка пятидесяти человек. Примерно столько же состояло в «старой» профсоюзной организации. И ни одна из них не объединила в своих рядах более половины членов трудового коллектива, что позволило бы начать переговоры с руководством по принятию коллективного договора.

Впрочем, законодатели предусмотрели такую ситуацию. В ст. 37 Трудового кодекса РФ записано, что «две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора». Именно по этому пути и пошли «первички» в «Карелкамне». Представительный орган поработал достаточно грамотно, и вскоре колдоговор был подписан.

– После этого мне пришла повестка в суд, – комментирует ситуацию председатель рескома КРО профсоюза работников жизнеобеспечения Андрей Пахомов. – Работодатель посчитал, что наша «первичка» на его предприятии была создана вопреки закону.

Позиция руководства ООО «Карелкамень» состояла в том, что двое из троих создателей ячейки профсоюза жизнеобеспечения на предприятии, а именно Валерий Бородинов и Роман Сорокин, не имели права создавать ее, так как являлись членами другого профсоюза. По сути, этим исковым заявлением торпедировался коллективный договор, уже разработанный и подписанный сторонами. Ведь если участник переговорного процесса по договору был нелегитимным, то и сам договор можно было бы считать незаконным.

Что удивительно, позицию работодателя поддержал второй участник переговорного процесса по созданию колдоговора – профсоюз работников строительства. Фактически руководство двух карельских профсоюзов вступило в конфликт, пусть не явный, но достаточно ощутимый.

Профсоюз, защищающий работодателя

Для рескома профсоюза работников жизнеобеспечения исковое заявление в суд стало полной неожиданностью. Но вызов на судебную дуэль был принят, перчатка, брошенная работодателем, поднята. Досталось в этой ситуации и рескому профсоюза работников строительства.

– В отзыве на исковое заявление мы написали, что к процессу создания нашей «первички» в ООО «Карелкамень» профсоюз строительства отношения не имел, – говорит Андрей Пахомов. – Более того, он не имеет права трактовать законность ее создания, так как представители этого профсоюза не являются ни членами, ни тем более руководящими органами нашей организации.

В своих комментариях к противостоянию двух рескомов Андрей Пахомов достаточно сдержан. Однако сама ситуация подталкивает к некоторым размышлениям.

Отраслевой профсоюз поддерживает работодателя в суде против другого профсоюза. Что это? Борьба за свое влияние в трудовом коллективе «Карелкамня»? Но, будь «первичка» профсоюза строителей достаточно активна, не было бы и попыток создания другой «первички». К тому же никто не мешал «строителям» самостоятельно начать переговорный процесс и провести работу по принятию коллективного договора.

А может, это просто «поклон» сильному, как издавна кланялись руководству и парткомам профсоюзные лидеры? Но в таком случае «школа коммунизма» еще не закончена, и в вуз капитализма такому профсоюзу рановато. В любом случае, ответ на поставленные вопросы должны дать сами работники ООО «Карелкамень». Именно они решают, какому профсоюзу и в каком качестве быть в их трудовом коллективе.

Правда, двое из троих, создавших на предприятии ООО «Карелкамень» «первичку» профсоюза жизнеобеспечения, здесь уже не работают. Причина увольнения благовидная и бесконфликтная. И все же червячок какого-то сомнения остается…

«Семейная ссора»

Петрозаводский городской суд, изучив все обстоятельства профсоюзного дела, 25 июля вынес решение: «каких-либо предусмотренных действующим законодательством или Уставом Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения препятствий для создания ответчиками Сорокиным В.В. и Бородиновым В.Н. первичной профсоюзной организации в ООО «Карелкамень» не имелось». И вердикт: в удовлетворении исковых требований ООО «Карелкамень» отказать. Решение еще не вступило в законную силу, но вряд ли будет обжаловано.

Дело можно считать законченным, но остаются вопросы. В частности, почему руководство ООО вообще затеяло данный процесс? Не нравился колдоговор, принятый на предприятии? Или его полностью устраивал спокойный и бесконфликтный профком, действовавший до этого? И какие бы ответы ни прозвучали, вывод напрашивается такой: профсоюз как придаток администрации, как «школа коммунизма» совершенно устраивает работодателей. Но как только он начинает выполнять поставленные перед ним задачи, сразу возникает напряжение в отношениях с ним. А задачи профсоюзов просты – защита «прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений».

Кстати, нельзя сказать, что интересы работников ООО «Карелкамень» были сильно ущемлены. На предприятии неплохая зарплата, созданы условия для труда и отдыха рабочих. Но все же создание активного профсоюза спровоцировало судебный иск работодателя. И это означает, что профсоюзы начинают вырастать из коротких штанишек школяров, примеривая на себя студенческие галстуки. А что до «драки» между двумя отраслевыми профсоюзами, так чего только не бывает между своими. В конце концов, от количества членов в них зависит зарплата профсоюзных руководителей. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах