Мы спросили у главного государственного инспектора Карелии, что нужно для того, чтобы в том или ином опасном для пересечения дороги месте сделать пешеходный переход? Начальник ГИБДД республики считает, что процедура эта довольно проста.
– По закону за все, что происходит на дороге, отвечает ее собственник. В Петрозаводске это администрация города, на федеральных дорогах – агентство «Кола», а на республиканских – региональный Дорожный комитет, – поясняет Андрей Червочкин. – Соответственно муниципалитеты отвечают за обустройство и аварийность тех дорог, которые им принадлежат. Вот с собственника дороги и надо начинать, а потом уже идти к нам на согласование.
Примерно по такому пути и пошли руководители гостиничного комплекса «Онего-Палас», который находится рядом с петрозаводской мэрией. Еще прошлой осенью они написали письма в администрацию города и ГИБДД с просьбой установить «зебру» вблизи гостиницы на улице Куйбышева рядом с Левашовским бульваром из-за частых происшествий с пешеходами в этом районе. О проблеме работники отеля не раз говорили в администрации карельской столицы, но все безрезультатно.
Журналист «МК» в Карелии» попытался получить по телефону комментарий по этой теме у кого-нибудь из представителей мэрии, но в пресс-службе намекнули, что ответ будет, скорее всего, письменный. И действительно, в редакцию пришло электронное письмо от заместителя главы городской администрации Дмитрия Баженова – но почему-то с пометкой «Группа Баренц». Возможно, это была копия ответа в адрес строительной компании, предложившей обустроить за свой счет пешеходный переход на этом участке. Самое любопытное, что по содержанию письмо из мэрии совпадает с ее же ответом на просьбу работников гостиницы. Вот этот, словно написанный под копирку, абзац (орфография оригинала сохранена):
«Согласно представленного ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску анализа дорожно-транспортных происшествий за 5 месяцев 2014 года участок ул. Куйбышева между ул. Еремеева и ул. М.Слободской не является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий. Интенсивность движения пешеходов в указанном месте незначительна. В соответствии с п. 4.3 Правил дорожного движения РФ пешеходам допускается пересекать проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров. Пешеходы могут переходить улицу на перекрестке с ул. Еремеева, пропустив транспорт, или на регулируемом с пр. Ленина».
Словом, ходите, как хотите. Именно так отреагировал на это письмо заместитель генерального директора по безопасности «Онего-Паласа» Олег Лутфуллин, которого мы попросили прояснить затянувшуюся ситуацию с несостоявшимся пешеходным переходом.
– Я вижу реально, как люди-бедолаги перебегают здесь дорогу, – говорит Олег Анатольевич. – Ведь тут и 30-я школа, и мэрия рядом, другие организации расположены. Там до тысячи человек проходит за день, Сюда теперь идут маршруты туристических групп к Ротонде, к зданиям музея «Кижи» в квартале исторической застройки. В течение одного месяца здесь двух человек сбили: одного на велосипеде, а потом и девочку еще…
Вывод специалистов из мэрии, которые считают «устройство пешеходного перехода на улице Куйбышева в районе гостиницы ООО «Онего-Палас» нецелесообразным и небезопасным», Олег Лутфуллин называет довольно странным. Кстати, в другом ответе работникам гостиницы представители горадминистрации подкрепили свою мысль таким пассажем: «Установка дорожного знака «Пешеходный переход» не гарантирует безопасного пересечения проезжей части дороги. Наоборот, это делает людей, выходящих на него, излишне уверенными, необъективно оценивающими дорожную обстановку».
Как говорится, приехали. Дальше – больше. По словам Лутфуллина, работники городской администрации даже автобус поставили рядом с этим спорным перекрестком, чтобы понаблюдать из него за людским потоком.
– Ну, это все необъективно. Все зависит, как посчитать, – уверен замдиректора гостиницы. – Ведь здесь то пусто, то густо. Одно дело – когда идут на работу или с нее, другое – когда замеряют между этими часами «пик». В общем, нам отказали.
Смущает в ответе из мэрии и ссылка на пункт 3.5.65 региональных нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, городских округов Республики Карелия», согласно которому расстояние между пешеходными переходами должно быть не менее 200 м. Регулируемый переход на перекрестке с проспектом Ленина, утверждают петрозаводские власти, находится от предлагаемого места на меньшем расстоянии. Как тогда быть с «зеброй» на улице Титова, у бывшего магазина «Темп», удивляется Олег Лутфуллин. Ведь там совсем рядом, напротив здания республиканского МВД, есть еще один переход! И никакие нормативы не помешали разместить там его.
Это лишь один, наиболее известный пример из истории о так и не появившемся пешеходном переходе в Петрозаводске. А их гораздо больше, уверены активисты Регионального отделения Общероссийского народного фронта в Карелии, которые накануне 1 сентября совместно с сотрудниками Госавтоинспекции карельской столицы провели рейд по образовательным учреждениям города. Результаты обследования подъездных путей к школам оставляют желать лучшего: дорога ко многим учреждениям для детей небезопасна.
«В ходе рейда выявлена масса недостатков, часть из которых просто шокирует, – пишут они в своем пресс-релизе. – Неудивительно, что страшная статистика по количеству ДПТ с участием детей в Карелии растет».