МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Уйти на глубину

Парламентарии Карелии обсудили «болевые точки» аграрного сектора

Что происходит в сельском хозяйстве республики и как помочь предприятиям не просто выжить, но и нарастить объемы производства? 11 сентября депутаты Зако­нодательного Собра­ния РК вместе с руководителями предприятий обсуждали проблемы отрасли на заседании комитета по агропромышленной политике и развитию села. В конце встречи эмоции били через край, а депутатам из другого комитета пришлось подождать, пока увлеченные спором на сельскохозяйственную тематику не освободят зал заседаний. 

Догнать и перегнать ленинградских коров

«Затравкой» для дискуссии стало перенасыщенное цифрами, но не обремененное аналитикой выступление первого заместителя министра сельского хозяйства Карелии Александра Саламатина.

За 8 месяцев 2014 года, подсчитали в министерстве, в Карелии было произведено 44 тонны молока, что на 4 процента больше соответствующего периода прошлого года. Тогда удои молока на одну корову составили 6,4 тысячи килограммов, сейчас планируют увеличить этот показатель до 6,8 тысячи килограммов. По удоям молока республика удерживает второе место в России. Впереди только буренки из Ленинградской области.

– Возможно, мы скоро перешагнем семитысячный рубеж. Это будет очень сильный показатель, – надеется Саламатин. А вот производство мясо немного снизилось. Сокращение на 1 процент произошло из-за снижения объемов производства курятины.

По оперативным данным, вылов рыбы из пресноводных водоемов сократился на 31процент по сравнению с 2013 годом. Производство форели осталось на прошлогоднем уровне: за 8 месяцев карельские форелеводы вырастили 10,8 тысячи тонн рыбы, в том числе товарной — почти 6 тысяч тонн.

На поддержку товаропроизводителей республики предусмотрено в этом году 420 миллионов рублей, из которых 250 миллионов рублей – из республиканского бюджета.

Правда, несмотря на господдержку, финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий остается довольно шатким. Вливания из бюджета получило 21 предприятие, из которых 7, тем не менее, сработали с убытками. Приемлемую для нормального ведения бизнеса рентабельность выше 5 процентов имеют только 9 предприятий. Кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 7 раз, что является крайне тревожным признаком. Как считают специалисты, разница между «дебетом и кредитом» не должна превышать 10 процентов.

– Такова жизнь, – вздохнул по этому поводу Саламатин. – Темпы выручки превысили темпы роста себестоимости реализованной продукции, что говорит о незначительном повышении цен.

Впрочем, первый заместитель министра не стал вдаваться в подробности болезненного вопроса повышения цен на продукты питания. Так что судить о том, было ли повышение действительно «незначительным», крайне сложно.

Не очень внятное выступление чиновника из Минсельхоза депутатов явно не устроило. Они решили на ближайшем комитете «взяться» за каждую отрасль в отдельности и посмотреть, что же происходит в разрезе конкретных предприятий. Так как в Карелии выжило не так уж много сельхозпроизводителей, вникнуть в проблемы предприятий — дело вполне реальное. «Депутатское погружение» решено начать с производства молока.

У одних нет мяса, у других есть скот

Судя по разговору, проблем, требующих вмешательства власти, накопилось немало. Депутат Ирина Семенова рассказала, что к ней обратились фермеры из Сортавальского района, которые вырастили скот, но не знают, что с ним делать, так как поблизости нет лицензированных цехов по забою скота.

– Тогда пусть фермеры собираются и кооперативно строят убойный цех для себя, – предложил первый заместитель министра. – Кто будет платить за землю, за воду, за свет?

Чиновник из Минсельхоза, кажется, о подобного рода проблемах не хотел даже слышать. Неожиданно вмешался председатель парламентского комитета Валерий Колоушкин, который рассказал, что на петрозаводском мясокомбинате завершилась модернизация, но там не знают, где брать скот. Фактически необходимо решить чисто организационные проблемы, «состыковав» сортавальских фермеров и представителей мясокомбината. К сожалению, Минсельхоз пока самоустранился от решения проблем, где требуются элементарные управленческие решения и грамотная работа с информацией.

Деньги для села – в карманы банкиров

Развитие форелеводства в Карелии столкнулось с отсутствием доступных кредитных ресурсов.

– Я выражу мнение всех форелеводов. На сегодняшний день могут выживать только крупные хозяйства. У нас порядка 40 предприятий малого бизнеса, которые живут на коротких кредитах, их давят трейдеры на отдаче этих денег, их давят поставщики кормов. Они не могут выращивать нормальную товарную рыбу, – сказал исполнительный директор ООО «Русское море — Аквакультура» Александр Темнышев. По его словам, нужно делать конкретные шаги, чтобы заставить руководство центральных российских банков повернуться лицом к товаропроизводителям. Темнышев вспомнил, как год назад председатель Россельхозбанка пообещал, что никаких проблем с кредитами не будет.

– В принципе проблем и нет, так как под бешеные проценты кредиты никто не берет, – продолжил он. По словам Александра Темнышева, кредиты отказываются давать под залог товарной рыбы, которая к тому же застрахована.

Валерий Колоушкин вновь подхватил тему:

– Я держу в руках газету «Сельская жизнь», где сообщается, что аграрии получат дополнительные деньги из бюджета. И пишется, что Россельхозбанку будет дополнительно направлено 30 миллиардов рублей. Происходят постоянные вливания в Россельхозбанк. Считается, что это вливания для селян. А кредит взять невозможно. Но в этой же газете есть продолжение, что Россельхозбанк удвоил выплаты руководству. Это анекдот.

Председатель парламентского комитета убежден, что пока между бюджетными средствами и аграриями будут находиться финансовые структуры, не обремененные никакими обязательствами, деньги до села не дойдут, а осядут в карманах банкиров.

Садки для экологичного форелеводства

Наращивание объемов производство форели — это палка о двух концах. Именно так считает Ирина Семенова, которая завалена жалобами от жителей поселка Рауталахти Сортавальского района. Несколько форелеводческих хозяйств сделали водопроводную воду практически не пригодной для питья. В Сортавале тоже стали испытывать проблемы с водой.

– Может быть, нам есть смысл подумать об экологии и форелеводческие хозяйства создавать там, где нет населенных пунктов? Европа уже давно ушла от разведения рыбы во внутренних озерах, а разводит рыбу на море, где большой обмен воды, – предложила Семенова. По ее мнению, в погоне за рублем нельзя забывать об экологии, так как ущерб может перекрыть все плюсы от развития форелеводства.

Но, как выяснилось, разводить форель можно и без ущерба для экологии. Индивидуальный предприниматель Николай Федоренко, который имеет форелеводческое хозяйство в поселке Березовка Кондопожского района, рассказал, что в Норвегии давно разработаны садки, рассчитанные на выращивание рыбы в открытом водоеме. Ему удалось самостоятельно сделать аналогичное оборудование и даже испытать его.

– Я сейчас два садка сделал, вывел их на большую воду, на Онего, где двухметровые волны. Мои садки выдержали самые большие волны Онежского озера. Но садки у меня рассчитаны на 100 тонн рыбы и на 30-50 метров глубины. Мы в Карелии можем за три года выйти на объем 35 тысяч тонн форели и без всякого негативного влияния на экологию, – поделился Федоренко. Александр Темнышев заинтересовался ценой вопроса. По подсчетам Николая Федоренко, цена одного садка примерно миллион рублей. И вновь все упирается в деньги.

Между тем, настаивает предприниматель из Березовки, новые садки могли бы изменить отношение местных жителей к форелеводам. Выращивание рыбы вдали от берега позволяет избежать загрязнение воды. Только на зиму, когда водоем замерзает, садки перемещаются в свободные ото льда места.

– Почему форелеводы выращивают рыбу на малых глубинах? Потому что нет денег, чтобы уходить на большие глубины, – поддержал коллегу Темнышев. Карельские форелеводы убеждены, что единственный выход — это долгосрочные кредиты на льготных условиях, которые позволят форелеводческому бизнесу «уйти на глубину».

Теоретически, форелеводство в Карелии можно было бы развивать на Белом море. Но там главный тормоз – крайне неразвитая инфраструктура. Отсутствие хороших дорог и доступной электроэнергии отодвигает продвижение предпринимателей к Белому морю на долгие годы.

В общем, пока форелеводы мечтают о новых современных садках и мечутся в поисках свободных денежных ресурсов, банковский сектор продолжает вести жизнь сибарита, не замечая, что деньги скоро отдавать будет просто некому. Даже под относительно щадящие проценты... 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах