Доверяй, но проверяй
На прошлой неделе пресс-служба Петрозаводского городского суда сообщила о получении в производство дела по обвинению генерального директора управляющей организации сразу по трем статьям Уголовного кодекса. Ему вменяется растрата с использованием своего служебного положения, причинение особо крупного имущественного ущерба собственнику путем злоупотребления доверием, а также использование своих полномочий вопреки законным интересам организации, повлекшее причинение имущественного вреда.
Букет предъявленных обвинений весьма серьезен. Да и срок по этим статьям «светит» немалый. Республиканская прокуратура не исключает, что «по результатам рассмотрения уголовного дела судом обвиняемому может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет».
Занять место на скамье подсудимых предстоит Чеславу Скрипину – человеку в Карелии достаточно известному. Было время, когда он частенько мелькал в политической хронике республики. Достаточно напомнить читателям, что в разное время Скрипин успел побывать помощником депутата Госдумы, мэром Калевальского района, депутатом Законодательного собрания, заместителем начальника губернаторской администрации (при Сергее Катанандове), директором издательского дома «Карелия». И даже в 2008 году претендовал на пост республиканского уполномоченного по правам человека.
Теперь же именно Чеслав Скрипин, занимая должность гендиректора в управляющей компании «ТСЖ «Пчелка», по версии следствия, злоупотребил, растратил и причинил. Похоже, «крутой» в недалеком прошлом политик и весьма обеспеченный человек опустился до того, чтобы «мелочь по карманам тырить».
Мирись-мирись, больше не дерись
Корни этой истории уходят в далекий 2005 год. Именно тогда в доме № 9 по улице Сортавальской в Петрозаводске было создано товарищество собственников жилья, а председателем правления ТСЖ избран Чеслав Скрипин. Через пять лет его на этой должности сменил К. Антонов. Тогда же было зарегистрировано ООО «ТСЖ «Пчелка», которое по договору с ТСЖ «Сортавальская, 9» взяло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом. То есть «Пчелка» стала управляющей организацией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Генеральным директором и учредителем «Пчелки» был и остается Чеслав Скрипин.
Среди множества обязанностей «Пчелки» в качестве управляющей организации была и такая: сбор платежей с жильцов дома за коммунальные услуги. Собранные средства должны были перечисляться ОАО «ПКС». Но они перечислялись не в полном объеме – это и дало повод правоохранителям обвинить директора в том, что «в период с 01 декабря 2010 года по 05 августа 2012 года, Скрипин Ч.В., используя свое служебное положение генерального директора ООО «ТСЖ «Пчелка», имея преступный умысел, направленный на причинение имущественного ущерба ОАО «ПКС», путем злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, действуя из корыстной заинтересованности, умышленно причинил имущественный ущерб ОАО «ПКС» на общую сумму 4773833 рубля 40 копеек, что является ущербом в особо крупном размере при следующих обстоятельствах».
Денег, конечно, не похищал (признаков хищения нет), но корыстная заинтересованность была. Какая? Да все просто: деньги, предназначавшиеся монополисту, потратил на ремонт и содержание общего имущества дома № 9 по ул. Сортавальской. В чем тут личная корысть, непонятно, но строки из обвинительного заключения звучат угрожающе.
Впрочем, может, это само ПКС столь кровожадно, что не вошло в положение директора и жаждет его сурового наказания? Не похоже. Ведь 3 сентября в Следственное управление при МВД Карелии было отправлено заявление за подписью главного управляющего директора ОАО «ПКС» Александра Сафронова, в котором четко обозначена позиция акционерного общества. Цитата: «На данный момент обвиняемым возмещен ущерб в размере 4773833 руб. 40 коп., в связи с чем открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы» согласно на прекращение уголовного преследования в отношении обвиняемого Скрипина Ч.В. за примирением сторон».
Вот ведь как все складывается. И ущерб возмещен, и потерпевший с обвиняемым помирился, а уголовное дело все равно передается в суд. Может, все дело в других эпизодах?
В ожидании Страшного суда
Да, действительно, помимо преступного умысла в отношении ПКС, Чеслав Скрипин, похоже вынашивал и другие. К примеру, «действуя из личной корыстной заинтересованности и преследуя цель незаконного обогащения, умышленно путем растраты похитил вверенные ему денежные средства ТСЖ «Сортавальская, 9» на сумму 60 тыс. рублей». Незаконное обогащение состояло в том, что данная сумма была перечислена на расчетный счет Межрегионального Благотворительного Фонда по восстановлению Спасо-Преображенского Важеозерского мужского монастыря…
А еще Чеслав Скрипин, опять же из корыстных побуждений, заключил с ООО «Три Окна Строй» договоры поставки и установки пластиковых окон, защитных роллет и отделки внутренних и наружных откосов сэндвич-панелями. Это снова, по версии следствия, была «растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному». Общая сумма – около 165 тыс. рублей. Окна, роллеты и откосы были установлены на объекте в деревне Машезеро Прионежского района. Раз уж речь идет о корысти, логично было бы предположить, что это дача или дом Чеслава Скрипина, но вот показания монтажника ООО «Три Окна Строй». По его словам, после поступления заказанных окон из Санкт-Петербурга они с напарником направились в Машезеро и установили окна в двухэтажном здании местной церкви.
Возникает вопрос: какую корысть можно преследовать, перечисляя деньги монастырю и устанавливая окна в церкви? Разве что в расчете на послабления в день Страшного суда…
Впрочем, когда он еще будет, этот Страшный суд. А вот суд над Чеславом Скрипиным скоро начнется. И как он будет оправдывать себя в том, что деньги жильцов потратил на благотворительность?
По словам директора, все дело в правовой форме его организации. Это не просто товарищество собственников жилья, а коммерческая фирма:
– В 2010-2011 годах ООО ТСЖ «Пчелка» в результате своей деятельности получило прибыль, которую имело право расходовать по собственному усмотрению, – поясняет Чеслав Скрипин. – Поэтому часть денежных средств я отправил на благотворительные цели. Где тут противоправные действия и кто от них пострадал?
Согласно налоговым декларациям, ООО «ТСЖ «Пчелка» действительно работало с прибылью, превышающей расходы на благотворительность. Что же касается жильцов дома №9 по ул. Сортавальской, то никаких жалоб на то, что они не получали оплаченных коммунальных услуг, не имеется – то есть никакого ущерба им нанесено не было. И получается, что пострадавших нет, а уголовное дело есть.