МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Разваливающаяся «деревяшка» требует признать ее нежизнеспособной

До предела изношенный дом в Петрозаводске предполагается ремонтировать, и то лишь через три года

Деревянные многоквартирные дома в Петрозаводске исчисляются сотнями. По всей Карелии счет идет уже на тысячи. Построенные в основном еще до эпохи «хрущевок», они до сих пор предоставляют кров людям. Дряхлеют, конечно, год от года, но еще служат. В управляющих компаниях, да и не только в них, называют их по-простому – «деревяшки». И не поймешь, чего в этом слове больше – жалости или презрения.

Дом был построен еще в 1932 году. Фото автора.

Наверно, все-таки второго, уж больно неказисты, несовременны, неудобны для проживания эти жилища. А многие из них уже перешагнули тот рубеж, когда дом следует называть домом, а не развалюхой. Но у чиновников зачастую совсем иной взгляд на вещи.

Плесневелая жизнь

В настоящее время жильцы одной из таких петрозаводских «деревяшек» (ул.Профсоюзов, дом 8) начали судебный процесс против городской администрации. Требуют они одного: признать их дом аварийным. Рассказывает Надежда Миккоева, которой жильцы поручили представлять их интересы в суде:

- В нашем доме проживает восемь семей. Среди жильцов есть несовершеннолетние дети, инвалиды. Дом старый, постройки еще 1932 года. Все квартиры с печным отоплением. Но даже не это главное, просто он уже обветшал настолько, что в нем невозможно жить.

Как следует из искового заявления в суд, лестничные пролеты, печи, полы находятся в аварийно-опасном состоянии, фундамент частично разрушен, деревянные стены поражены плесенью и грибком, и так далее. В общем, по мнению жильцов, дом уже давно аварийный. Но городская власть придерживается другого мнения.

Из ответа главы Петрозаводска Галины Ширшиной, полученного жильцами дома 26 марта прошлого года:

«В марте 2012 года на основании коллективного обращения жильцов.. межведомственной комиссией, действующей в администрации…был рассмотрен вопрос о признании жилых помещений, расположенных в указанном доме, пригодными (непригодными) для проживания».

Что же решила столь серьезная комиссия? «Принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в многоквартирном доме № 8 по улице Профсоюзов». Примерно такие же письма, со ссылкой на решение той же комиссии, не раз и не два приходили жильцам и из других инстанций.

Справка прошлого века

На первый взгляд все правильно, если бы не одна деталь. В протоколе межведомственной комиссии записано: «Физический износ здания на 1998 год составляет 46 %». Заметим, само заседание комиссии состоялось 26 сентября 2012 года. Выходит, компетентные специалисты, входящие в нее, пользовались данными 14-летней давности? Этак можно не один десяток лет признавать все дома пригодными для проживания. А что - берешь какую-нибудь справку прошлого века и говоришь: «Да у вас еще дом ого-го! Еще лет сто простоит!». А на все вопросы и претензии людей недоверчиво качаешь головой: «Не знаю, на знаю, в бумаге другое написано…». А ведь как было просто, если уж рассматриваешь вопрос о признании дома аварийным, запросить свежую информацию в том же РГЦ «Недвижимость». Однако не сподобились чиновники на этот поступок. А жильцы дома № 8 по ул. Профсоюзной не поленились и запросили справку в прошлом году. Вот она:

«По данным технической инвентаризации от 12.08.2014 г. на основании технического паспорта физический износ жилого дома составляет 67 %, что соответствует ветхому техническому состоянию». При этом, как следует из той же справки, фундамент, стены, перекрытия изношены на 65 процентов, полы и крыша - на 70.

- О-о! - может сказать какой-нибудь чиновник-буквоед из горадминистрации. – Написано же в справке, что дом ветхий, а не аварийный. Какие к нам претензии?

Большие. Во-первых, как можно было пользоваться при вынесении решения данными «второй свежести», то есть тухлыми? Во-вторых, РГЦ «Недвижимость» не имеет права оценивать состояние зданий. В-третьих, в законодательстве нет такого понятия «ветхое жилье». Оно не упоминается ни в Жилищном кодексе, ни в положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47.

Ветхий или аварийный?

Единственный документ, который хоть как-то разделяет понятия ветхого и аварийного жилья - Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденное Госстроем России (официально никогда не публиковалось). В нем сказано: «Ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям».

Как видим, не каменный, а деревянный дом на улице Профсоюзов превышает показатели по износу кровли и полов. Да и фундамент, изношенный на 65 процентов - эта крайняя степень риска для дома.

- У нас в некоторых квартирах стены зимой покрываются льдом, а температура воздуха не поднимается выше 13 градусов тепла, - сетует представительница жильцов Надежда Миккоева. – От холода и плесени люди болеют, страдают аллергией.

Действительно, жить в таких условиях невыносимо. Но и съехать некуда. Вот и приходится рассчитывать на попадание в какую-нибудь государственную программу расселения ветхого и аварийного жилья. Однако сколько их ни было в Карелии, ни в одну дом не попадал. Причина этого указывается в ответе Минстроя Карелии в июне 2013 года:

«Дом № 8 по ул. Профсоюзов признанным в установленном порядке аварийным в период до 1 января 2012 года не числится. В связи с этим расселение указанного дома в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не представляется возможным».

Как видим, чиновничье жонглирование устаревшими справками об износе домов приводит к тому, что люди по-прежнему вынуждены жить в ужасных условиях. Ради чего это делается? Чтобы приукрасить ситуацию? Сэкономить бюджетные средства? Или причина проста – равнодушие? Ведь что стоило Галине Ширшиной, реагируя на жалобы жильцов, провести проверку - небольшую, но пристальную, - постановления межведомственной комиссии, вынесенного еще при прежнем мэре. Раз люди жалуются, значит, имеют для того основания. И, думается, проверка тут же бы выявила факт вынесения постановления на основе справки 12-летней давности. Но ничего подобного сделано не было. Вместо этого Галина Игоревна написала: «Обжаловать решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания возможно только в судебном порядке».

Все в суд!

- Нам по поводу обращения в суд писали в своих ответах не только городская администрация, но и Жилищная инспекция, и правительство Карелии, и другие, - говорит Надежда Миккоева.

Выдержка из ответа управления руководителя страны по работе с обращениями граждан и организаций:

«Полученные документы и материалы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения, позволяют сделать вывод, что по существу поставленные в Вашем обращении вопросы рассмотрены объективно, всесторонне и содержат правовое обоснование принятого по Вашему обращению решения».

Как говорится, дальше уже обращаться некуда. Только суд. Туда и направились жильцы дома. Но вот что интересно: если получится так, что они сумеют добиться в суде признания их дома аварийным - попадет ли он в Программу расселения аварийного жилья? Ведь в нее включают лишь те дома, что стали аварийными до 2012 года, а судебное-то решение будет вынесено в 2015-ом. И не станет ли это еще одной чиновничьей зацепкой, чтобы опять «отфутболить» целый дом в сторону от государственной поддержки?

И второе: дом уже включен в программу капремонта, опубликованную на сайте Минстроя. Его планируют капитально отремонтировать в 2018 году. На эти цели предусматривается потратить один миллион триста тысяч рублей. Что произойдет, если суд встанет на сторону жильцов и признает строение аварийным? Его исключат из программы капремонта, а в программу по переселению включат?

Эти вопросы пока без ответа, надо дождаться решения суда. Жильцы же настроены решительно, и отступать от своих намерений не собираются. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах