Как известно, в декабре прошлого года депутаты Законодательного Собрания согласовали назначение Елены Гнетовой на пост бизнес-омбудсмена. Ранее г-жа Гнетова занималась этой деятельностью на общественных началах. Она была полна желания организовать работу по защите прав и законных интересов предпринимателей на территории республики, содействовать развитию общественных институтов, ориентированных на реальную помощь бизнесу. По большому счету, все это могло означать начало активного участия омбудсмена в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности.
Однако краткие сообщения о работе уполномоченного, нечасто появлявшиеся в карельских СМИ, как правило, информировали не о решении возникшей по вине или глупости государства проблеме, а об участии г-жи Гнетовой в том или ином важном совещании, выступлении на заседании бесконечных комиссий и комитетов. И потому неудивительно, что в середине марта постановлением Правительства Республики Карелии было решено внести бизнес-омбудсмена в список лиц, кому за счет регионального бюджета «предоставляется транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей». Так к немалой даже по нынешним меркам заработной плате, значительно превосходящей ежемесячные прибыли подавляющего большинства индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса, добавился служебный автомобиль из губернаторского гаража.
Казалось бы, еще вчера человек был готов защищать права и законные интересы предпринимателей на сугубо общественных началах, а сегодня не против перейти на полное казенное содержание. Именно это обстоятельство дало возможность политическим наблюдателям начать высказывать обоснованные сомнения: в какой мере уполномоченный по защите прав предпринимателей в своей деятельности станет руководствоваться решениями и рекомендациями республиканской власти или какой-либо общественно-политической силы, эту власть поддерживающей?
Дальше – больше. На семинаре, с зарисовки которого начался этот материал, произошло вообще нечто неординарное. Г-жа Гнетова сообщила, что ежедневно получает по три-четыре жалобы со стороны предпринимателей на действия и бездействие чиновников, не успевает с ними работать и, следовательно, начинает кампанию по созданию должностей общественных помощников уполномоченного в каждом муниципальном образовании в республике.
Так и начинается «бронзовение», которое в итоге может привести к подмене понятий: вместо защиты предпринимательского сообщества мы будем иметь еще одно правительственное учреждение, озабоченное в основном собственной выживаемостью. И выживаемость эта определяется властью – той самой, от которой бизнес-омбудсмен должна защищать предпринимателей.
Союз с властью, бюджетно ею поддерживаемый, оказывается сильным искушением. И кто-то сознательно его выбирает, отказываясь при этом от еще вчера публично декларируемых ценностей. Печально, что столь предсказуемо и так быстро.