– Мы решились на эту крайнюю меру, это крайний шаг для нас – сдать медали, – сказал нам ветеран Николай Бакинов. – Но мы не знаем уже, как обратить внимание на нашу проблему. Жизнь в моей квартире стала просто невыносимой. Мои окна выходят прямо на крышу пристройки. Летом битум разогревается до 44 градусов. Жить невозможно в квартире. Окна не открыть, такой запах стоит. Экспертизы показали, что нормы загазованности нарушены, это опасно для здоровья.
По словам ветеранов, уже прошло более 50 судов. И городской, и Верховный суд Карелии признали строительство магазина и сдачу его в аренду незаконными. Суд принял решение о сносе этой пристройки. Но решение до сих пор не исполнено – конструкция так и стоит на месте и приносит доход своим владельцам, предпринимателям братьям Цмугуновым. Не помогла и объявленная частью жильцов голодовка, и личное вмешательство Александра Худилайнена.
– Мы уже обращались к главе Карелии, – рассказывает второй ветеран Владимир Дмецов. – Жильцы даже прекратили голодовку, потому что нам пообещали, что возьмут эту ситуацию под контроль и решат нашу проблему. Но прошло уже два года, а проблема так и не решена.
Толчком для последней акции, по словам ветеранов, стало письмо от службы судебных приставов Карелии, в котором им предложили снести пристройку за свой счет, а расходы затем взыскать с владельцев магазина через суд. По подсчетам жильцов дома демонтаж такой пристройки им обойдется в 20 миллионов рублей.
Позже главный судебный пристав Карелии Алексей Галкин объяснил журналистам, что люди не совсем верно истолковали полученное письмо. Возможность жильцов взять на себя расходы по сносу пристройки к дому остается лишь возможностью, а не обязанностью. Как пояснил Галкин, жильцы «имеют на это право», но не обязаны к такому действию, и «вешать» расходы на граждан ведомство не собирается и не собиралось. Если это право не будет использовано, тогда приставы начнут действовать самостоятельно, используя федеральные деньги.
Пути решения
О вариантах развития событий руководитель службы рассказал лично, прибыв во двор дома 24 апреля. Он пообещал жильцам, что к октябрю «Невский пассаж» снесут «на 99 процентов».
– Вы, видимо, не владеете всей ситуацией в полном объеме, поэтому для вас этот снос стал таким преткновением, – с ходу заявил руководитель. – Хочу до вас довести, что есть судебное решение, и оно будет исполнено. Три года ждать не надо. У нас исполнительное производство находится с конца мая, и в июне будет год.
Между тем в первые же минуты встречи стало ясно, что жителей беспокоит не столько сиюминутный результат, а то, почему судебное решение так долго не исполняется.
– За те первые решения я не могу говорить, могу говорить о том, что ко мне в службу судебных приставов поступило, – отметил Галкин. – На сегодняшний день процесс подготовки документов находится в заключительной стадии. После заключения геодезической экспертизы, когда станет понятно, как справиться с подземными водами, у приставов будет исполнительный документ. Он будет выдан строителям, тем, кто это все будет ломать, и ломать они будут четко по схеме. Я не думаю, что вы будете рады, если под вашими окнами будет все рушить экскаватор.
По словам пристава, у ведомства есть два варианта исполнения решения суда о сносе: либо заставить должника выполнить все процедуры, связанные с разработкой проектно-сметной документации и наймом подрядчика, либо самим обратиться к средствам федерального бюджета и выполнить те же действия.
– Если будет какой-то простой или заминка с оплатой этой проектной документации, то это уже умышленное затягивание процесса, поэтому мы будем использовать федеральные средства, – уточнил Галкин. – Разрешение от директора федеральной службы судебных приставов получено.
Руководитель службы подчеркнул, что срок договора на подготовку проектно-сметной документации, который был заключен должником Цмугуновым, заканчивается в июле. Эти бумаги затем должны пройти согласование в Главгосэкспертизе в течение месяца.
– Когда будет подтверждено, что все проектные нормативы выполнены, тогда получается, что с августа мы нанимаем проектную организацию, которая сносит пристройку, – резюмировал Галкин. – В октябре у вас будет демонтаж, я уверен на 99 процентов, что в октябре решение суда будет исполнено.
Если приставы обратятся к федеральным деньгам, то есть выберут второй вариант действий, то потраченные средства будут взысканы с должника в судебном порядке – это особо отметил руководитель ведомства в беседе с «МК» в Карелии». Жильцов, впрочем, такой ответ не устроил, и они попросили «закрыть» эти 99 процентов.
Технические причины
В этой истории был еще один весьма примечательный факт. В день встречи Галкина с жильцами магазин закрылся «по техническим причинам», однако спустя сутки вновь заработал.
– После встречи с главным приставом республики «Невский пассаж» как работал, так и работает, – сообщил нам один из жителей дома. – Для чего тогда его вчера закрывали?! Это просто безобразие какое-то. Кому верить? К кому еще обращаться?! Наших ветеранов просто трясет!
В разговоре с одним из бизнесменов выяснилось, что решение закрыть магазин на один день было «компромиссом» между приставами и предпринимателями. Именно поэтому технический перерыв был обусловлен, вероятно, всего лишь визитом контролирующих органов, которые пришли вручить уведомления торговцам о том, чтобы в течение двух недель они освободили помещения.
– В целях подготовки помещения к демонтажу лицам, осуществляющим торговлю, установлен двухнедельный срок для освобождения помещения от вещей, начиная с 24 апреля текущего года, – позже отметили в пресс-службе УФССП по РК.
Кругом враги
Не обошлось, разумеется, и без политики. Во время общения прессы с ветеранами, пришедшими сдавать награды к зданию карельского правительства, оттуда вышел человек в костюме и настоятельно попросил журналистов происходящее не снимать. Затем он вышел второй раз и на повышенных тонах стал обвинять всех присутствующих, в том числе и ветеранов, в организации несанкционированного пикета. Под конец отказавшийся представиться чиновник вызвал наряд полиции. Стражи порядка прибыли в течение нескольких минут, вежливо опросили журналистов и, убедившись, что действительно имеют дело с представителями СМИ, уехали. Как позже стало известно, скандальным чиновником был Ростислав Казаков, начальник управления по вопросам общественной безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами.
Но и на этом скандал не закончился. Спустя несколько часов неприятная история стала достоянием едва ли не всех крупных информационных ресурсов страны. Естественно, последовала и реакция: ряд СМИ опубликовали информацию о том, что позицию власти по поводу случившегося уже прокомментировал некий представитель карельского правительства. Якобы он заявил, что мы все наблюдали провокацию, «которая была специально спланирована и устроена, чтобы использовать этот информационный повод для дискредитации губернатора», и что у этой акции «были заказчики, которые воспользовались ветеранами».
Учитывая, что никаких данных об авторе заявления обнародовано не было, мы не можем считать такую информацию достоверной. Зато в нашем распоряжении есть официальный комментарий из офиса Александра Худилайнена.
Как сообщил пресс-секретарь главы республики, за визитом на Ленина, 19 стоят противники главы республики, которые ввели ветеранов в заблуждение и использовали святой повод в политических целях. Ветеранам было предложено встретиться с главой Карелии, но сопровождающие их лица не позволили им этого сделать. В настоящее время медали находятся в здании правительства республики. Ветераны могут их забрать в любое время.
Сами ветераны категорически отвергли возможность того, что их использовали. И тем не менее такая реакция со стороны власти понятна.
Действительно, руководство региона оказалось в крайне неприятной ситуации. Не имея возможности влиять на суды и Службу судебных приставов, карельское правительство в глазах общественности тем не менее все равно несет полную ответственность за происходящее. И то, что ветераны пошли сдавать награды не к зданию УФССП, а на Ленина, 19, вполне закономерно.
Да, республиканские власти не имеют полномочий для быстрого и однозначного решения проблемы жителей дома. Но правительство в глазах народа – это Власть в полном, всеобъемлющем смысле. Народ не хочет вникать в подробности разделения полномочий – он пришел взывать к Власти. И все, что ей в данном случае нужно сделать – покаянно покивать головой, выслушать критику (пусть и несправедливую) и извиниться за происходящее (пусть и не будучи виноватыми). А поиск провокаторов, и тем более попытки напугать прессу полицией, вызывают обратный эффект: Власть теряет лицо, а с ним и авторитет.