Квартиру купили в Петрозаводске. Мама девушки-инвалида рассказывает, что дочь мечтала переехать в карельскую столицу. Может быть, здесь она сможет жить более полноценно и найдет какую-нибудь посильную работу. Договор на покупку жилья заключили с городской фирмой. Конечно, субсидии, которая на сегодняшний день составляет 680 400 рублей, на квартиру в Петрозаводске не хватит. Семья взяла несколько кредитов.
– Когда подошло время вносить третью часть суммы – субсидию, Минздрав вновь отказал нам, – рассказала женщина. – Чиновники объяснили, что в бюджете на эту статью расходов нет средств. А договор купли-продажи уже подписан. Нам пришлось вновь подавать в суд, чтобы ведомство рассчиталось с риэлтором.
Министерство здравоохранения Карелии деньги продавцу квартиры после суда перечислило, но лишь спустя несколько месяцев. И вот за эту просрочку платежа директор риэлторской фирмы решил получить неустойку. Первый иск был на 69 тысяч рублей.
– Я приложил максимум усилий, чтобы суд обязал все-таки Минздрав оплатить эту неустойку,– рассказал в зале суда представитель риэлторской фирмы. – Городской суд меня поправил – сказал, что мое мнение ошибочно, потому что сама Петрова должна выплачивать неустойку. В договоре всего две стороны, и может быть виноватым либо покупатель, либо продавец. У покупателя все в порядке, квартира получена. Человек пользуется всей квартирой, а другая сторона не может получить компенсацию.
Верховный суд Карелии отменил решение Петрозаводского городского суда о взыскании пени, и покупательнице квартиры не пришлось выплачивать штраф. Второй иск предприниматель подал в Мировой суд. Сумма требуемой компенсации стала вдвое меньше – 28 тысяч, но и она для неработающего инвалида неподъемная.
– Единственным доходом моей доверительницы является пенсия, размер которой составляет 11 тысяч 420 рублей, – рассказала на заседании суда представитель ответчика Елена Колеушко. – При этом у нее имеется кредит, который она брала для покупки этой квартиры. Ежемесячные платежи по данному кредитному договору составляют порядка 5-6 тысяч рублей.
По словам Елены Колеушко, риэлтору все равно, от кого он получит компенсацию. Ведь решение суда, который постановил инвалиду выплатить неустойку, он не обжаловал. Его вполне устроило то, что ее обязали заплатить почти 70 тысяч рублей.
– Я хочу обратить внимание суда на то, что эта коммерческая фирма уже получила прибыль от продажи этой квартиры, – отметила Елена Колеушко. – Сумма требуемого штрафа для такой фирмы вообще незначительная.
После этого довода истец напомнил всем, что адвокат тоже зарабатывает в суде на инвалиде.
– Вы могли взять за полчаса своей работы у инвалида 5 тысяч рублей. Скажите вам не стыдно? Вы получили свои деньги? А почему я не могу их получить? – возмутился риэлтор.
Отметим, ему пришлось оплатить услуги адвоката по прошлому решению Верховного суда. Так что семья Петровых расходов на адвоката не понесла. По словам мамы инвалида детства, эти судебные тяжбы омрачают им жизнь. Она очень нервничает и даже боится представителя фирмы. Вот так долгожданная покупка жилья превратилась для них в настоящий кошмар, хотя они не нарушили ни одного пункта договора.
Судья Мирового суда Ирина Сааринен приняла решение отказать истцу, который требовал заплатить штраф инвалида детства за просроченный платеж Минздрава. Судья объяснила свое решение тем, что ответчик Петрова не пользовалась полученной субсидией лично, средства переводил Минздрав Карелии, поэтому оснований для выплаты процентов по неустойке нет.
Но будет ли это последнее судебное заседание, неизвестно. Может, предприниматель остановится, а может, снова снизит еще раз сумму иска и пойдет в суд. Да и это решение он имеет право обжаловать.