О возможных последствиях грядущей оптимизации в сфере школьного образования республики мы уже писали. Пресловутый приказ №302 о плане по увеличению доходов и оптимизации расходов республиканской казны обсуждался и на заседаниях парламента, вызвав жаркие споры. В адрес депутатов продолжают поступать многочисленные письма от встревоженных учителей и родителей, обеспокоенных масштабными сокращениями.
Согласно документу, в ближайшие годы должно произойти объединение спецшкол и учреждений дополнительного образования, что, по мнению общественников, приведет к падению количества услуг. Более того, в планах Минобразования реорганизация сельских школ: там собираются превратить 10 средних общеобразовательных учебных заведений в основные, 5 основных - в начальные (или начальную школу-детсад), а также ликвидировать две вечерние школы и ввести в девяти организациях технологию разновозрастного обучения.
Тревогу родителей и педагогов сегодня на брифинге карельского Правительства попытался развеять министр образования Александр Морозов.
- Я хочу официально сказать: ни у правительства, ни у министерства образования нет ни одной цифры или показателя по закрытию школ, которого мы должны достигнуть, - подчеркнул Морозов. - Мы не ставим вопрос о закрытии, а говорим о достижении нормативного качества обучения, к которому можно прийти при определенном состоянии сети, контингентов, технологий и т.д. и т.п. Наша задача – всем вместе обеспечить качество образования, это процесс очень многофакторный. Отмечу: в программе оптимизации идет речь не о закрытии школ, а чаще всего об изменении их статуса. На сегодняшний день ни одно решение о реорганизации ни в одном районе не принято.
Министр критически отнесся к желанию части общественности оставить систему в прежнем виде, поскольку, по его мнению, в подобных просьбах есть доля лукавства. Бесстрастная статистика говорит, что число учителей в республике держится на одном уровне, тогда как ряды учеников значительно поредели. За 10 последних лет численность школьников упала почти на 18 тысяч человек, а в сельских школах – на 7 тысяч. При этом педагогический состав только растет. В 2014 году в школах работали 5765 педагогов, а в последние два года - уже 6923.
Никуда было не деться и от упоминаний о новом федеральном государственном стандарте общего образования, на который в этом году переходят пятые классы основной школы. Через три года такая же реформа ждет уровень среднего общего образования.
- Стандарт среднего образования предполагает «профилизацию» и интеллектуализацию обучения старшеклассников, - отметил Морозов. - В школе с числом детей в 10-11 классе в количестве шесть человек обеспечить профильное обучение невозможно в принципе. Я больше скажу: в школе, имеющей один десятый или одиннадцатый классы, это сделать невозможно точно так же. А у нас средняя наполняемость школы в селе сейчас порядка шести человек.
Паника родителей, связанная с тем, что реорганизация в массовом порядке загонит учеников в интернаты, необоснованна, уверен министр. Да и никто такой задачи не ставит. Он напомним, что в республике при школах всего 4 интерната, а их наполняемость в среднем составляет 25 человек.
По словам министра, оптимизация обусловлена и необходимостью экономии:
- Средняя «стоимость» ученика в полнокомплектной школе у нас - 39-54 тысячи рублей в год, в зависимости от реализуемых программ, - объяснил он. - В малокомплектной школе норматив - 111 тысяч 300 рублей. Но фактически у нас есть малокомплектные школы, где стоимость ученика больше 430 тысяч рублей. Например, в Беломорском районе, где 9 месяцев с населенным пунктом связи нет. С этим ничего не сделать, но мы понимаем, что этот норматив при более или менее оптимальном исполнении тратится на учебники, на повышение квалификации педагогов, на учебную среду и т.д. Мы его тратим, делая вид, что мы учим - или все-таки придем к какой-то сбалансированности?
Неизвестно, станет ли легче от «сбалансированности» тем учителям, кто рискует лишиться работы, или школьникам, в срочном порядке поменявшим место учебы и коллектив. Однако Морозов несколько раз повторил, что его ведомство открыто для всех, и с «дорожными картами» реорганизации всегда можно ознакомиться как минимум на соответствующих сайтах.