МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Политшахматы: кто может победить на выборах в Законодательное Собрание Карелии в 2016 году

Как разместятся фигуры на местной доске?

Шахматистам не требуется изучать игровое поле перед началом турнира. У них оно всегда одинаково: 64 черно-белые клетки и 32 фигуры (16 черных и столько же белых), расставленные в определенном порядке. Полит­шахматы – иное дело. Здесь и цветов (партий) побольше, и фигур тоже. А потому перед началом большого турнира 2016 года (выборы в Законо­дательное Собрание Карелии) не грех прикинуть, в какие цвета была окрашена карельская политшахматная доска при выборах нынешнего парламента и изменилось ли что на ней теперь. 

Автор карикатуры: Алексей Меринов.

В 2011 году в парламент Карелии были избраны 25 депутатов-одномандатников и еще 25 прошли по партийным спискам (это когда избиратели голосовали не за конкретную фигуру, а за партию). В итоге места распределились так: «Единая Россия» – 19 депутатов (11 одномандатников и 8 по списку), «Справедливая Россия» – 12 (соответственно 6 и 6), КПРФ – 8 (3 и 5), ЛДПР – 5 (все по списку), «Яблоко» – 3 (2 одномандатника и 1 по списку).

Нам, конечно же, интереснее для анализа одномандатные округа. Согласитесь, голосующая за ЛДПР пешка-избиратель выказывает доверие в первую очередь мощной российской ладье Владимиру Вольфовичу, а не слону Сергею Пирожникову (при всем к нему уважении). Так же и в «ЕР», голосуют за Путина, а не за Подсадник или Селянина. Чуть иначе в КПРФ: их пешки голосуют не за Зюганова, а за СССР и за ярко выраженную идеологию, которая имеется у этой партии.

Выбиваются из предложенной схемы эсеры и «яблочники». Вряд ли карельские пешки у избирательной урны ведали, какие ферзи российской политики стоят за этими партиями. И голосовали за фигуры карельских политшахмат: «СР» – Виктор Позерн, Андрей Рогалевич, Михаил Уханов, Александр Федичев, «Яблоко» – Анастасия Кравчук и Александра Спиридонова. Ну, может, и не за них самих, а за желание перемен.

От Ладоги до Лоухи

Если взглянуть на карельскую политшахматную доску сверху, в разрезе избирательных округов, наблюдается любопытная картинка. К Ладожскому озеру примыкают 4 округа – Приладожский (Лахденпохья), Сортавальский, Питкярантский и Олонецкий. В трех округах победили «эсеры» Позерн, Федичев, Уханов, в Олонецком – «яблочница» Спиридонова. Соседствует с Приладожьем и округ Ведло­зерский, где победила «красная» фигура – Колоушкин (КПРФ). Получается, что вся южная часть Карелии окрашена в оппозиционный цвет.

Севернее от столицы Карелии дела обстоят иначе. Здесь в 8 округах победили одномандатные фигуры «ЕР», и только в трех (один на западе и два на востоке) выиграли эсеры (в Надвоицком – Рогалевич, в Костомукшском – Андронов, а в Пудожском – беспартийный Неймеровец).

Петрозаводск, в котором насчитывалось 9 округов, оказался пестро раскрашенным. Судите сами: три места в парламенте досталось кандидатам от «ЕР», по два получили «Яблоко» и «КПРФ», одно – «СР», и еще одно место взял самовыдвиженец Алексей Исаев.

Как видим, очень условно, но можно сказать, что северная часть Карелии – это вотчина фигур цвета «ЕР», южная – эсеров и по чуть-чуть КПРФ и «Яблока», а столица Карелии поделена между ними почти что поровну.

Что изменилось?

Такая политшахматная позиция наблюдалась четре года назад. Но повторится ли она через год? Трудно сказать, хотя есть ряд моментов, на которые стоит обратить внимание.

Например, смогут ли так же успешно, как и в прошлый раз, выступить фигуры «эсеров»? Вряд ли. Где их партийная газета, номерами которой были просто завалены приладожские округа? Почему на выборах мэра Петрозаводска в 2013 году от «эсеров» была выставлена далеко не самая тяжелая фигура Алексея Гаврилова, за которую проголосовали только 3,25 процента избирателей? В общем, вопросов много, а вот грамотно ответить на них затруднительно. Да и сам выигрыш «СР» четырехлетней давности во многом был продиктован избирательским желанием перемен. Голосовали за новые фигуры, а не за их позицию, невнятную по многим вопросам, как оказалось.

Затруднительно придется и «яблочникам». Мало того, что их ферзь Василий Попов отсиживается сейчас не только за пределами политшахматной доски Карелии, но и за границей России; но ведь и его соратницы Кравчук и Слабунова недавно оскандалились со своим полулегальным посещением посольства Финляндии. Одномандатница Спиридонова там, правда, не засветилась, но ведь, общаясь с жителями округа, ей все равно придется освещать позицию «Яблока» по Крыму, которая, мягко скажем, весьма отличается от позиции большинства избирателей. Да и уголовное дело, в котором оказались замешаны Кравчук и Попов, авторитета партии точно не добавило.

Непросто придется и КПРФ. «Старая гвардия», досиживающая оставшийся год в парламенте, понесла из-за внутрипартийных дрязг весьма существенные потери. Два Александра – Меркушев и Степанов – были исключены из партии, а «молодая гвардия» пока не обладает достаточным авторитетом, чтобы серьезно бороться за парламентские мандаты. Да и жена одного из исключенных Лариса Степанова вряд ли сможет в будущем году рассчитывать на коммунистический ресурс.

На этом фоне выигрышным видится положение ЛДПР. Дюжая харизма Владимира Вольфовича наверняка обеспечит ей все те же 5 мест в парламенте. Одним больше, одним меньше – неважно. Пирожников все равно там останется.

Что же касается «ЕР», то ее фигуры тоже подпортили партийную репутацию. Обвиняемый в педофилии депутат (не важно, что пробыл он им в этом созыве всего ничего) Иван Романов, находящийся под следствием Девлетхан Алиханов… Но, что интересно, это ведь можно трактовать и как борьбу за чистоту своих рядов! Мол, освобождаемся от тех, кто не оправдал высокого доверия. Играть так может только партия власти, остальным этот ход заказан… А средний рейтинг «ЕР» по России в марте нынешнего года – 59,5 процента (4 года назад за нее в Карелии голосовали 30,1% избирателей). Сумеет ли этот рост рейтинга перевесить негатив от Романова и Алиханова?

Кстати, раз уж зашла речь о рейтингах, приведем и некоторые другие.

В 2011 году за «СР» в Карелии голосовали 22,2 процента избирателей, в марте нынешнего года средний рейтинг этой партии по РФ был всего 3,3 процента. КПРФ с 19 процентов скатилась на 6,8, ЛДПР – с18,3 на 5,4.

Резюме

Конечно, позиция четырехлетней давности, с некоторыми поправками на сегодняшний день, не может претендовать на статус надежной. Политшахматы тем и интересны, что все в них может измениться в одну минуту. Например, примут решение о сокращении численности фигур парламента, «перекромсают» округа в сторону увеличения, и игра пойдет совсем не так, как планировалось. Будем ждать первых ходов. Если в шахматах число возможных комбинаций первых четырех ходов равно 318 979 564 000, то в политшахматах – и того больше.

Впрочем, одно ясно: выборный турнир-2016 будет весьма интересным. И кто в нем из проходных пешек дойдет до восьмой горизонтали, чтобы превратиться в ферзя, пока говорить рано. Хотя можно предположить, что многие из нынешних не дойдут. Как говаривал поэт и публицист Илья Эренбург: «Бывают времена, когда судьба человека напоминает не разыгранную по всем правилам шахматную партию, но лотерею». 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах