Бравурное начало
Первый толчок к возрождению практически заброшенной турбазы в старой деревне Маткачи был получен, как это у нас водится, с самого верха – еще при президенте Медведеве. Где же у нас в России детские лагеря и молодежные базы? – озаботился тогда Дмитрий Анатольевич. Окружение слегка присело, поскольку абсолютное большинство бывших советских пионерлагерей и детских баз было давно распродано, разворовано и перепрофилировано. Тут же в регионы была отправлена жесткая директива: все, что осталось, – чинить, приводить в порядок и населять детьми.
По счастью, в Карелии как раз кое-что осталось – в частности, та самая база детского Эколого-биологического центра. Ее быстренько включили в республиканскую Программу летнего отдыха. Карельским Минобразом был разработан проект, согласно которому в уже существующем лагере планировалось провести кардинальные изменения. Дело в том, что на его территории имеется несколько строений, для использования непригодных. Конкретно – два двухэтажных каркасно-засыпных жилых корпуса и семь деревянных садовых домиков.
Техническая экспертиза, проведенная незадолго до описываемых событий, показала, что эти здания не просто непригодны для эксплуатации – они опасны для жизни. Логичным было бы их снести, а на освободившемся месте построить новые корпуса, напичканные всеми благами цивилизации. Именно такой план действий и был составлен и подкреплен соответствующей сметой.
Разумеется, необходимого количества денег в казне не нашлось, и карельский Минобраз мог надеяться только на внебюджетные источники. Нужно было найти инвестора, готового вложиться в проект, причем безвозмездно, поскольку никаких дивидендов с детского учреждения получить возможным не представляется. И Минобразу это удалось: проект «Маткачи» выиграл грант Программы приграничного сотрудничества «Карелия». Бюджет всего проекта составил 800 тысяч евро. Непосредственно на реконструкцию базы было предусмотрено 20 млн. рублей, из которых 14 млн. выделял грантодатель.
Проект сразу был включен в перечень перспективных туристических проектов республики. Его реализация была поручена Карельскому Фонду развития образования (КФРО) – некоммерческой организации, с 2000 года занимающейся привлечением внебюджетных средств в образовательную сферу региона. Круглогодичный молодежный образовательный центр международной направленности должен был появиться через 2 года.
Бдительность как образ жизни
Первым делом нужно было сделать один юридический шаг: списать существующие аварийные здания, чтобы впоследствии их снести. Министерство образования РК направило соответствующие документы в республиканский Комитет по управлению государственным имуществом. На письмо в комитете не ответили – зато запросили все документы на проект «Маткачи». Так между ведомствами начался «роман в письмах», продолжающийся до сих пор.
Если говорить просто, руководство Госкомимущества засомневалось в законности сделки – именно так там назвали утвержденный проект. По идее схема реализации проекта была довольно проста: заказчиком работ выступал Эколого-биологический центр, исполнителем – подрядная строительная организация, а инвестором – Фонд развития образования по договору с Минобразом. Но в Госимуществе посчитали эти соглашения незаконными.
Опасения чиновников можно было свести к двум позициям. Во-первых, они опасались, что вкладывающий деньги в государственное имущество Фонд развития образования затем через суд потребует новые домики себе. То, что все инвестиции уже были оформлены как добровольные пожертвования, руководство комитета не успокаивало. Во-вторых, их категорически не устраивало, что при сносе домиков Карелия вроде как беднела. Если бы старые корпуса снесли, на их месте появились бы два новых, спальный и учебный. Но существующие строения, пусть и разваливающиеся – двухэтажные, а новые – одноэтажные. То есть республика лишается половины существующих на объекте государственных площадей. То, что этими площадями нельзя пользоваться, чиновников отнюдь не смущало, пусть это мнение и подтвердила повторная техническая экспертиза. Много метров в ведомости – значит, богатая у нас республика с рачительным Комитетом госимущества.
Не особо скрывали представители комитета и негласный аргумент против строительства: если территория базы не используется, то по закону ее можно изъять и выставить на продажу. Доходы от продажи пополнили бы республиканский бюджет. Выполнение плана приватизации – головная боль Госкомимущества: ликвидных объектов в Карелии почти не осталось, а тут – прекрасный участок на берегу озера, и всего лишь в 25 километрах от города!
В итоге в ведомстве назвали подписанные соглашения незаконными, решение руководства Центра снести старые здания – самоуправством, и потребовали предоставить все документы на проект. В общем, республиканские чиновники на полном серьезе собирались взять под контроль программу приграничного сотрудничества, подписанную на уровне руководства государств.
Ждать, пока чиновники разберутся с полномочиями, времени не было. Фонд, по согласованию с руководством программы «Карелия», нашел альтернативный вариант: не реконструировать старые здания, а построить рядом новые.
Правое ухо левой рукой
Естественно, проект понес кое-какие потери. Вместо запланированных двух отдельных корпусов пришлось строить один совмещенный. В распоряжении Фонда развития образования было всего 14 миллионов рублей, на которые требовалось возвести здание на 50 с лишним человек – с отоплением, горячей водой и прочими благами цивилизации. За такую сумму, рассказывает куратор проекта «Маткачи» Денис Рогаткин, можно было заказать разве что подземный переход. И все же один застройщик с широкой душой нашелся, причем в Москве. С ним и заключили договор, который позже Госкомимущество потребовало расторгнуть. Мол, без конкурса проходил выбор подрядчика. То, что при выделении европейского гранта все конкурсные процедуры проводятся (и были проведены) по правилам Евросоюза, руководству Госимущества вдолбить так и не смогли.
Следующей бедой стала нехватка средств. По условиям гранта российской стороне требовалось освоить 100 процентов финансирования, хотя выделено только 80 процентов. Остальные 20 возвращаются только после завершения проекта и одобрения отчета. И на определенном этапе Фонд развития образования оказался вообще без средств. Деньги нужно было срочно найти, а кредитов Фонду банки не давали – что взять в обеспечение с некоммерческой организации? Рассчитывать на помощь от властей тоже не приходилось. В результате директор Фонда Геннадий Сараев оформил кредит на себя как на частное лицо – по слухам, под залог собственной квартиры.
…Новый корпус был торжественно открыт в декабре прошлого года. И хотя он удался на славу – легкое светлое помещение с большим залом, кухней, восемью уютными спальнями, – чувство несуразности происходящего у кураторов проекта оставалось и остается до сих пор. Словно тебя заставляют чесать правое ухо левой рукой: и неудобно, и не нужно никому – как те девять древних строений, что до сих пор стоят на территории базы и в которые, по технике безопасности, даже заходить нельзя.
Но самое удивительное заключается в том, что разрешение на эксплуатацию нового корпуса руководством Эколого-биологического центра не получено до сих пор. Теперь дело уперлось в чиновников районного уровня.
Строить можно, жить – нет
Причудливое российское законодательство известно еще и тем, что постоянно меняется. К примеру, когда в 2014 году потребовалось разрешение на строительство объекта, получать его нужно было у руководства Шуйского сельского поселения, частью которого является деревня Маткачи. Разрешение было предоставлено без проблем. Но потом законодательство изменилось, и эти полномочия были переданы администрациям районов. Построив новый корпус, руководство Центра отправилось в администрацию Прионежского района за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию – и получило отказ. Причина была названа воистину казуистическая: для выдачи такого разрешения требуется разрешение на строительство, а у того срок действия истек.
Тут надо пояснить, что разрешение на строительство действительно необходимо – для того, чтобы сравнить, что собирался возвести застройщик и что вышло в итоге. Но при чем здесь срок действия документа – учитывая, что объект уже построен и ничего разрешать больше не нужно, – кураторы многострадального проекта понять не смогли. Впрочем, к тому времени они уже перестали удивляться высоте полета чиновничьей мысли и отправились в суд. Дело сейчас находится в республиканском Арбитраже.
Этапы пути в неизвестность
На сегодня ситуация такова. В 25 километрах от карельской столицы стоит современная круглогодичная молодежная база. Стоимость проживания в ней, по примерным подсчетам – 100 рублей на человека в сутки, что можно считать рекордом дешевизны. Принимать здесь готовы любые детские и молодежные группы, и абсолютно никаких дополнительных затрат из бюджета для запуска базы не требуется. Но сейчас сюда можно только зайти ненадолго с ознакомительными целями, попить чаю, и выйти. В эксплуатацию не сдано – пользоваться нельзя.
Самое интересное, что дальнейшая реконструкция «Маткачей» вошла в подписанную премьером Медведевым Программу празднования 100-летия Карелии. На полную мощность база должна заработать к 2017 году, на что выделено около 90 миллионов рублей из бюджетов разных уровней. Но с таким подходом к делу планы становятся призрачными – тем более что карельский Госкомимущества снова сказал свое веское слово. Теперь хранители республиканского скарба требуют реконструировать те самые семь садовых домиков. Не снести, а именно отремонтировать. То, что даже расстояние между ними сегодня не соответствует требованиям противопожарной безопасности, чиновников снова не беспокоит.