Не в чужие тапки
Отдохнувшая, загорелая, с запасом положительных эмоций, я возвращалась с черноморского побережья домой, пользуясь услугами Федеральной пассажирской компании. Вагон казался чистым и уютным: удобные, на удивление мягкие спальные полки, открывающееся окно, что является чуть ли не самым важным в наших поездах, у каждого над головой мини-ночник. Что еще нужно! Как только отправились с перрона, девушки-проводницы сказали, чтобы все закрыли окна, поскольку вот-вот включат кондиционеры... Ну, это совсем роскошь!
Окна закрыли, а кондиционеры не включаются. Едем, как в бане, а воздуха все нет. Затем кондиционеры включили, все обрадовались – как оказалось, до поры до времени. У нас ведь как: если холодно – включаем кондиционеры на полную мощь, а если жара, то о каких кондиционерах идет речь? Незачем их включать. Уже темно за окном, а кондиционеры вовсю работают. Тут люди и кофты достали, и в одеяла укутались. Ближе к ночи их выключили, пора бы и свет поубавить. И тут началась «дискотека». Свет либо яркий, либо совсем выключают. Из перешептываний проводниц стало ясно – сломан выключатель. В итоге спали со светом. А что? Зато ночью в чужие тапки не обуешься.
На следующий день, посетив вагон-ресторан и ознакомившись с меню, я имела возможность удивиться ценам. Не является секретом, что предприятия общественного питания делают наценку на блюда, но чтобы такую... Как вам, например, шашлычок из семги за 730 рублей? А что насчет солянки за 405 рублей? И это не самое дорогое! Имея опыт ведения определенной документации, я рассчитала калькуляцию на одно из блюд, чтобы узнать, какая же наценка в вагоне-ресторане.
Эскалоп из свинины – самое дорогое блюдо в меню, стоит 825 рублей. Как видно из расчета, приблизительная цена готового блюда – 58 рублей за 120 граммов, без учета наценки. Но еще вопрос, подадут ли вам блюдо так, как положено, т.е. с гренками. Заявленный вес в меню – 200 граммов. Вместе с гренками выйдет 240. И цена такого блюда равна 116 рублям, опять же без наценки. Выясняем, что наценка в вагоне-ресторане равна 710%! Таким образом, среднестатистическая семья из трех человек (2 взрослых и 1 ребенок), решив отобедать в таком ресторане, могут рассчитывать на счет в 2500-3000 тыс. рублей.
Согласитесь, далеко не каждая семья может позволить себе такое удовольствие. Поэтому часть багажа пассажира дальнего следования составляет сумка внушительных размеров со стандартным продуктовым набором. Вследствие этого в течение всей поездки в вагоне витают ароматы лапши быстрого приготовления, вареных яиц и жареной курочки.
Электрик с топором
Были и другие проблемы, с которыми я и другие пассажиры столкнулись в вагоне. Например, многим не хватает душа, а вот в поездах южного направления с этим проблем нет. Зайдя в туалет, я получила порцию «летнего душа» на голову, прямо с потолка! Вскоре душ превратился в Ниагарский водопад, и туалет закрыли. Затем перестал работать титан с горячей водой, и пришлось ходить в другой вагон, чтобы принести кипяток. Электрик – мастер на все руки – посещал наш вагон раз шесть. В последний заход он прогуливался по вагону с топором, после этого у нас ничего не ломалось. Пригрозил, видать... По его словам, состояние других вагонов также оставляет желать лучшего.
Еще одна актуальная проблема – курящие и некурящие. Казалось бы, есть закон, по которому курить в поездах запрещено (Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», ст.12). Но не тут-то было. Запрещено курить в тамбуре – найдем другое место. И теперь в тамбурах никого нет. Вечером люди, оглядываясь, с пачкой сигарет в кулаке шагают в туалет. Никто не видит, никто не оштрафует, а если проводники и узнают, то ничего сделать не смогут, т.к. полномочий таких у них нет.
– Мы не имеем права выписывать штраф, можем только предупредить или вызывать полицию, для составления протокола, – говорит начальник поезда Роман Хакимьянов. – Но много жалоб от самих курильщиков, что негде покурить. А мы что сделаем?
На вопрос о том, есть ли в поезде страж порядка, Роман ответил, что есть только в фирменных. Чаще полицейские работают «эстафетно»: садятся на какой-то станции и проезжают некоторое время, чтобы убедиться, что все в порядке. Поэтому курящих вряд ли кто-то станет ловить.
На перроне курильщики, не стесняясь, стоят и дымят рядом с детьми и некурящими людьми. Я отношусь лояльно к тем, кто курит, но когда ты выходишь подышать воздухом, а приходится дышать никотином, тут уж не до понимания. Прогуливающиеся вдоль перронов стражи порядка смотрят на это сквозь пальцы.
Цена вопроса
Каждое лето приходится пускать в дело старые вагоны. При этом цена билетов не только не падает, а неуклонно растет. Чем обусловлен этот рост знают, вероятно, только Госкомитет по ценам и тарифам.
Но нельзя сказать, что железнодорожники не экономят. Сначала в купейных вагонах с услугами исчезли одноразовые тапочки. Потом бутылки с водой из поллитровых превратились в 0,2 литра. А затем в некоторых поездах, в том числе Санкт-Петербург – Петрозаводск, начал периодически пропадать выбор – завтрак или ужин. Предлагается только ужин, который подадут лишь около полуночи и от которого большинство уже поужинавших пассажиров отказывается, хотя в стоимость билета он включен. Между тем позавтракать по прибытии было бы и уместно, и полезно.
– Все считают, что у нас тут романтика и большие зарплаты, – говорит начальник поезда Роман Хакимьянов. – Но не стоит обольщаться на этот счет. Сейчас молодежь редко остается работать на долгий срок, поэтому прибегаем к помощи студенческого отряда.
Кстати, на летний период 2015 года проводниками на железную дорогу были трудоустроены 8,5 тыс. студентов. Из этой цифры можно сделать вывод, насколько востребована железная дорога россиянами.
Опрос "МК"
Екатерина, г. Снежногорск:
– Каждый год на поезде езжу в отпуск. Обратно везу много багажа, выгоднее ездить на поезде. В последнее время, мне кажется, условия улучшились. Вагоны обновили, сервис стал лучше. Правда, цены на купе очень высокие. Условия почти такие же, а цены в два раза больше.
Ирина, г. Петрозаводск:
– К сожалению, не могу позволить себе билет на самолет, поэтому езжу поездом. Состояние наших вагонов порой оставляет желать лучшего, это касается и обслуживания, и технического оснащения. Считаю, что цена за билет не равна качеству. А еще, хотелось бы, чтобы в вагонах было красивое постельное белье, хотя бы в полоску или цветное.
Ольга, г. Петрозаводск:
– Покупаем билет в купе, потому что едем с ребенком, и хочется более удобные места. За билеты отдали почти 20 тыс., а условий никаких. Кондиционер не работает, окно открываем, а потом еле закрываем. Дверь в купе до конца не закрывается.
Анастасия, проводница, г. Барнаул:
– Положительные стороны моей работы – общение с людьми. В разных городах люди даже говорят по-разному, у всех свой диалект, хоть и живем все в России. Минус – устаешь за 12 часов, да и люди не всегда понимающие попадаются. Бывают пассажиры, которые любят выпить с лихвой, потом доставляют некоторые проблемы – то стоп-кран сорвут, то на станции останутся. Но мне такие пока что не попадались. Пассажирам могу пожелать: много воды, кроссвордов и терпения!