МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Как петрозаводская гостиница «Северная» была объектом идеологической борьбы

Каким бы мог стать Петрозаводск, часть II

До середины 30-х годов прошлого века все архитектурные новшества, сотрясавшие страну Советов, обходили наш город стороной. Ну, если не считать появления в 1916 году железной дороги, да в 1934-м – гигантского памятника Ленину. Конечно, Петрозаводск потихоньку строился, но это были одно-, двухэтажные дома. В 1935 году городская черта проходила по местечку Сенаторка: как поэтически описал корреспондент местной газеты – «…в конце улицы Ф. Энгельса, где западная граница города пускается в живописную лощину реки Неглинки».

"Северная" сегодня - самый узнаваемый символ Перозаводска. Фото media-cdn.tripadvisor.com

Неожиданно Кремль обращает особое внимание на маленькую Карельскую автономию. По всей стране идет индустриализация, нацеленная на повышение военной мощи СССР. А в Петрозаводске, где всего-то один зачуханный Онегзавод (еще не тракторный), по велению Москвы вдруг начинают строить доселе невиданные здесь здания: университет, пединститут, гостиницу, даже финансовый техникум.

Почему нашему захолустью была оказана такая честь? Некоторые историки до сих пор считают, что в этом проявлялась забота товарища Сталина о благе трудящихся. Другие убеждены в том, что вождь мирового пролетариата готовился к аннексии Финляндии, и Петрозаводск должен был стать столицей новой союзной республики. Это и произошло в 1939-40 годах, но не в полном объеме: война с Финляндией окончилась неудачей, и провозглашение Карело-Финской ССР стало шагом техническим.

Но так или иначе в ходе этих событий архитектура города разительно изменилась: губернский городок начал приобретать европейский облик. И в этих изменениях отчетливо проявились все тенденции смены стилей эпохи сталинской архитектуры, от минимализма до помпезного неоклассицизма. Ярким образчиком этой смены стилей в Петрозаводске стала гостиница «Северная». Ее история поможет нам понять, почему архитектурные проекты в нашем городе вдруг претерпевали кардинальные изменения.

Проект гостиницы был разработан архитектором Юрием Русановым. Место для размещение этого объекта оказалось крайне сложным: на изломе рельефа проспекта Ленина, который к тому же прорезала под углом 60 градусов улица Энгельса. И зодчий блестяще решил эту задачу, превратив неудобный угол в парадный фасад здания. Этот необычный прием в 50-х годах не раз использовали при строительстве зданий на проспекте Карла Маркса другие архитекторы. Но возведенное Русановым здание мало напоминало гостиницу, которую мы видим сейчас.

                          Так выглядела гостиница в 1940 году. Фото heninen.net

Дело в том, что мастер готовил свой проект в духе всячески поддерживаемого партией минималистического стиля с отсутствием всякого декора. В результате гостиница в эскизах виделась как суровая крепость с узкими окнами, напоминающими бойницы. И тут под конец проектных работ партия вдруг решила, что пропагандируемый ею же аскетический минимализм является «чуждым и формалистическим». Видимо, властям захотелось понежиться в роскоши буржуазного классицизма – правда, идеологически выдержанного. Русанов срочно добавляет в свой аскетический дизайн элементы нового курса, но очень скромно. В пояснительной записке он отмечает, что проект был сделан «с использованием форм классической архитектуры в свободной их интерпретации». Предосторожность автора понятна: как бы не переборщить – репрессии в стране уже начались.

В результате получилось нечто несуразное с парадным фасадом, украшенным полуколоннами и крепостными стенами зданий-«крыльев». Причем весь объект был выполнен под один карниз, что еще больше придавало ему форму цитадели.

Зато внутри гостиницы автор позволил разгуляться мечтам. Газета «Красная Карелия», восторженно описывала комплекс: «Вестибюль второго этажа разделан под карельскую березу, третьего и четвертого – под мрамор. Вестибюли гостиницы оборудованы стильной мягкой мебелью, номера – никелированными кроватями, коврами, мягкой мебелью и т. д. 50 номеров будет телефонизировано».

А ресторан!.. «Зал одновременно вмещает до 160 человек и спроектирован таким образом, что сообщается с садом большой открытой террасой с лестницами в сад. В летние месяцы на террасе размещаются столики. Сад трактуется как сад при ресторане с большими цветниками, с фонтаном, с раковиной для оркестра и павильонами». Хоть саммит проводи! А что? Может, обернись война с Финляндией полной победой, встретился бы Иосиф Виссарионович с кем-нибудь из своих тогдашних союзников в «Северной»…

А рядом с гостиницей строилось еще одно необычное здание, которое мы все хорошо знаем. Но его тоже можно отнести к несостоявшимся проектам.

Изначально это помпезное строение, спроектированное архитектором Константином Гутиным, предназначалось для финансового техникума. Но в 1940 году было объявлено о создании Карело-Финской ССР, и практически готовое для занятий студентов сооружение Гутин срочно перестроил под Дом правительства союзной республики. В нем и сейчас работает республиканская исполнительная власть.

В 1941-м Петрозаводск был оккупирован. «Северная» еще два месяца принимала уже финских постояльцев, но в ночь на 7 ноября советский бомбардировщик СБ точно положил на отель свой смертоносный груз. Здание было почти полностью разрушено.

                         Все, что осталось от гостиницы. Фото dlyakota.ru

После войны лежащую в руинах гостиницу было решено восстановить. Эту работу поручили тому же Константину Гутину – архитектору, во многом способствовавшему созданию неповторимого послевоенного облика Петрозаводска. Достаточно назвать здание поликлиники МВД на улице Кирова, жилой дом на перекрестке Дзержинского и К.Маркса, довоенный Дом пионеров на набережной.

К тому времени партия уже окончательно почувствовала вкус к старой доброй классике, и Гутин не пугался форм, которые раньше клеймили как буржуазные излишества. Конструктивизм умер – да здравствует сталинский неоклассицизм!

                         "Северная" Константина Гутина. Фото otel-severnaya.ru

Архитектурный облик «Северной» изменился радикально: вместо робких русановских намеков возникли полные классические формы с обилием лепных украшений. Зодчий увеличил колонны по высоте, которые, объединив четыре этажа, стали казаться выше и стройнее. Двухцветная отделка здания позволила выделить все архитектурные детали. Но самым смелым решением архитектора стала ликвидация серьезного изначального недостатка – сведение объема здания под один карниз. Гутин просто и гениально «обрубил» здания-«крылья» на один этаж. Гостиница сразу же стала выглядеть легче: ее центральная парадная часть еще больше заиграла. Такой мы видим гостиницу и сейчас.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах