В 1946 году в Петрозаводске произошло знаменательное событие: была создана Карело-Финская научно-исследовательская база Академии наук СССР. Ученых разместили в здании на проспекте Урицкого (А.Невского) – там сейчас расположен институт биологии. А в 1949 году база была реорганизована в филиал АН СССР, ставший впоследствие Карельским научным центром уже российской Академии.
И в это же время группа архитекторов Ленинградского отделения ГипроНИИ АН СССР в составе Е. Тимошкова, В. Гайковича и О. Бруновского разрабатывает фантастический по масштабам маленького города проект Дворца науки. Напомним, что в стране уже вовсю торжествовал сталинский неоклассицизм. Его заветам и следовали зодчие, и в результате их творение получило сходство с московским университетом на Ленинских горах. Только без шпиля.
Читать описание этого проекта – значит получать удовольствие, как от хорошего фантастического романа.
Дом науки состоял из трех главных корпусов. В центре располагалась невиданная доселе в Петрозаводске «высотка» – девятиэтажный лабораторный корпус. Его фасад, обращенный к Онежскому озеру, состоял из двух частей. Нижняя – подиум с античной колоннадой и фронтоном, увенчанный лепными символами знаний. Вершинную часть украшали восьмигранные, наподобие кристаллов, оконные проемы и помпезный парадный балкон. На его крыше предполагалась установить гигантскую скульптуру. К сожалению, сейчас уже невозможно выяснить, какую именно – ученого в тоге или карельского рунопевца. А может, самого вождя?..
Главный корпус дворца обрамляли два пятиэтажных здания институтов. Их стороны, смотрящие друг на друга, также имели колоннады, что еще более усиливало общее ощущение величия сооружения. Грандиозность храма науки подчеркивало и то обстоятельство, что располагался он на возвышенной стороне улицы, которая образовывала естественную террасу. На ней планировалось установить две широкие многоступенчатые лестницы, ведущие к дворцовому подиуму и украшенные скульптурами. Между ними – каскады искусственного водопада, образованного водами фонтана. Ну разве не сказка?
А теперь всмотритесь в эскизы этого проекта, любезно предоставленные архивом КарНЦ РАН – они публикуются впервые.
Вам не кажется, что на них изображены знакомые детали? Конечно, лестницы, пусть не такие помпезные, но узнаваемые – Карельского научного центра на улице Пушкинской!
Старожилы утверждают, что в начале 50-х годов уже началось строительство Дома науки, был сооружен даже фундамент главного корпуса. Финансирование текло рекой, но весной 1953-го умер Сталин. Хрущев не только развенчал культ самого вождя, но заодно и его архитектурный неоклассицизм. Проект «заморозили», но архитектор Тимошков не сдался: поубавив ансамбль вширь и ввысь, убрав долой всю осужденную в очередной раз сталинско-античную лепнину и колоннаду, он представил новому руководству страны урезанный план.
Улучшенный в соответствии с новыми идеологическими требованиями проект был принят. В сентябре 1960 года стройка закипела и окончилась спустя семь лет, уже при Брежневе, который в дела архитектуры не лез. Как, впрочем, и в остальные.
Такая же участь постигла и другое здание на улице Пушкинской – Публичной (теперь Национальной) библиотеки. Его автор, уже известный вам Константин Гутин, пытался придать ей образ Дворца книги, но получил отпор: «Проект товарища Гутина мало похож на библиотеку, это здание напоминает какой-нибудь барский особняк». В результате автору удалось сохранить лишь внутренний интерьер.
А внешне здание, облицованное банальной плиткой, увы, на дворянский особняк не тянуло. Хотя – кто знает, как оно будет выглядеть после идущего сейчас ремонта?..