Навстречу антирекордам
Курс рубля в 2014 году относительно закрытия 2013 года падал (на пике роста евро и доллара) на 59% к доллару и на 55% к евро соответственно. Финансовые аналитики полагали, что в конце 2015-го доллар будет стоить около 56 рублей, евро – около 65. Баррель нефти должен был стоить около 70-80 долларов. Сейчас такие заявления вызывают приступы безудержного веселья. 31 декабря доллар в очередной раз поставил новый рекорд, перекрыв собственный максимум 17-летней давности.
Сейчас эксперты делать такие прогнозы уже не берутся. Если бы речь шла о сугубо финансовых явлениях, предполагать, каковы будут курсы валют, было бы можно. Но на стоимости евро, доллара и рубля сказывается большая политика.
Тем не менее вопросы «Что дальше?» и «Когда это все закончится?» продолжают волновать население. Поэтому «МК» в Карелии» поинтересовался у карельских специалистов экономическими прогнозами на ближайшее будущее.
«Долларовый пузырь лопнул…»
Кандидат наук, доцент кафедры теоретической экономики и государственного и муниципального управления ПетрГУ Александр Лаптев полагает, что кризис закончится еще очень и очень не скоро. А с долларом и евро все будет плохо. Причем плохо для рубля.
– Долларовый пузырь, который надулся в 2008 году, накрыл все страны, – полагает Лаптев. – Но экономика развитых стран пострадала меньше. Инфляция там осталась на уровне трех-четырех процентов. В России она взлетела. Потому что фактически в России еще не рыночная экономика. Мы сейчас на переходном этапе, в стадии накопления капитала. Кроме того, капитал сосредоточен в руках узкого круга лиц. И классической частной собственности у нас нет. Потому что нет экономической свободы у предпринимателя. Воля есть, а свободы – нет.
Для того, чтобы российская валюта стабилизировалась, по мнению ученого, необходимо решить несколько самых главных задач. Во-первых, разобраться с частной собственностью. Во-вторых, обеспечить конкуренцию.
– У нас парадом командуют монополисты, – пояснил Александр Лаптев. – Соответственно, инфляция высока. Соответственно, стабильности валюты нет.
Кроме того, сейчас в России отсутствует понятие классической рыночной цены.
– Все это – рыночные «амортизаторы», необходимые для стабильности, – подчеркнул экономист. – Сейчас их в российской экономике нет. Поэтому рубль рухнул. На это наложились и политические причины: санкции, которые никуда не денутся, ситуация на Украине. Особенно страдают в сложившихся обстоятельствах малый и средний бизнес.
Основой любой валюты являются произведенные товары и золотой запас. По последнему показателю Россия находится на четвертом месте в мире.
– Товары – это промышленность, – напомнил Лаптев. – Если мы хотим, чтобы рубль не прыгал (а прыгать он будет и дальше, и в основном вниз), необходимо развивать промышленность. Как говорил Менделеев, выход из любого кризиса – в модернизации промышленности. Я добавлю – промышленности, а не банков и торговли.
Сейчас, несмотря на ситуацию с ценами на нефть, мы все еще находимся на «нефтяной» игле. В Карелии вместо «черного золота» – лес и камень. В основе экономической стратегии лежит добыча, а не производство.
– Силуанов (Антон Силуанов, министр финансов России. – Прим. ред.) сказал, что нефть в следующем году будет стоить дешевле 35 долларов за баррель, – резюмировал экономист. – А бюджет 2016 года сверстан из расчета 50 долларов за баррель. Антикризисную программу в 2014 году делали в срочном порядке, в декабре. Причем миллиард был отдан на поддержку работы банков. Банков, а не промышленности. Потому что без банков наша экономика рухнет. Предполагалось, что банки будут давать льготные кредиты, как на Западе. Сейчас процентные ставки по кредитам 14-16 процентов. Стонет малый и средний бизнес, стонет молодежь, которая не может купить жилье опять же из-за стоимости ипотеки.
Лаптев предполагает, что из-за курсов цен на нефть необходимо будет заимствовать деньги из резервного фонда, чтобы как-то поддержать экономику. А это, по сути, наша «подушка безопасности».
Самое разумное – не следить за курсом
Заместитель директора Института экономики Карельского научного центра РАН Евгений Жирнель тоже полагает, что негативные тенденции в экономике России сохранятся. Но никакой катастрофы в прошлом году не случилось. В то же время санкции не сняты, а цены на нефть вряд ли вернутся к докризисным значениям.
– Денег в бюджете все меньше. Соответственно, меньше возможностей направить их на какие-то профильные программы, – отметил замдиректора института. – Кроме того, реальные денежные доходы населения сократились. Но есть и положительные проявления: мы учимся жить в условиях низких цен на нефть, в условиях сократившихся возможностей. Поэтому требуется эффективное использование имеющихся средств.
С точки зрения предпринимательства требуются большие изменения, на первый план выходит малый и средний бизнес. «На повестке дня – реструктуризация экономики», – объяснил Жирнель.
Впрочем, занимать выжидательную позицию – не лучшая идея сейчас, предположил экономист.
– Прогнозировать, как будут меняться цены на нефть – сейчас невозможно. Поэтому нужно учиться жить в создавшихся условиях. Те же санкции – это возможности для российских предпринимателей занять внутренний рынок. Сколько будет длиться время таких возможностей, неизвестно. Необходимость учиться жить в новых условиях касается и обычного человека. Это непросто, но нужно помнить: экономика развивается циклично. А переживать за то, что происходит с рублем и евро, бесполезно, потому что мы ничего сделать все равно не сможем.
Жителям Карелии экономист посоветовал оценить свои траты и завести крайне полезную привычку откладывать некоторую сумму впрок.
Цены на нефть тоже еще могут измениться. Причем – в любую сторону.
– Бюджет России сбалансирован. У нас не очень большой государственный долг, есть возможность занимать на внутреннем рынке, есть некоторые накопления, сделанные в «тучные» двухтысячные, – обнадежил эксперт. – К тому же ведется работа по сокращению статей расходов.
А вот когда кризис закончится, Евгений Жирнель прогнозировать не взялся. Потому что экономические и политические процессы происходят очень быстро. И предсказать, что послужит спусковым механизмом для очередной цепи событий, невозможно. Но что нужно сделать, чтобы выход из кризиса появился, понятно.
– Выход из кризиса – это не когда цены на нефть растут. Это когда роль малого бизнеса выше, когда останавливается отток капитала за рубеж. Наивно полагать, что все это произойдет в 2016 году, – объяснил экономист. – При очень активной работе потребуется от трех до пяти лет. И это очень хороший срок.
Кругом враги?
Председатель союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска Сергей Авишев усматривает в изменениях курсов валют давление на российскую экономику со стороны западных стран.
– Полагаю, что чехарда, которая творится с повышением курсов иностранных валют, в первую очередь обусловлена непрекращающимся давлением на нашу страну со стороны западного мира, – уверен он. – Соединенные Штаты и их прихлебатели, поставив себе задачу уничтожить российскую экономику, обвалили цены на углеводороды на мировых рынках. Соответственно, и девальвация нашей национальной валюты по отношению к доллару и евро напрямую привязана к ценам этих ресурсов на мировом рынке. Несомненно, для предпринимательской деятельности любые экономические колебания не несут положительной тенденции, но самое главное – не впадать в панику и мужественно переносить времена кризиса. Несомненно, в таких условиях мы хотим видеть и помощь со стороны государства, а государству необходимо уделить особое внимание развитию национального предпринимательства, снизить кредитные банковские ставки, обеспечить доступ бизнесу к кредитным ресурсам и снизить бюрократическое и фискальное давление на предпринимательское сообщество.
100 рублей за евро
Татьяна Сулимова-Варавина – фрилансер, которая много лет занимается маникюром и дизайном ногтей, – полагает, что доллар и евро будут расти в следующем году. Ссылается она и на мнение своих состоятельных клиентов.
– Многие из тех, кто ко мне приходит, считают, что евро в следующем году вполне может пересечь отметку в сто рублей. Причем мои клиенты делают такие прогнозы, ориентируясь на точку зрения своих зарубежных партнеров. На моем бизнесе скачки курсов уже сказались – материалы (а у нас почти все материалы импортные) подорожали еще в прошлом году. Ждем, что и в следующем будет очередной скачок цен. Для нас уже подорожали многие услуги. Например, в наш салон пришло письмо о том, что чистка ковров будет стоить дороже. Из-за роста цен на импортные «расходники» и чистящие средства.