Куда приводят интриги
В 1920 году этот пламенный революционер становится председателем Объединенного президиума Карело-Олонецкого губисполкома и ревкома – первым лицом, а точнее, хозяином края. Хранительница фонда письменных документов Национального музея РК Диана Проц показала мне записку Анохина (единственное письмо, написанное его рукой) с рекомендацией принять на работу в исполком своего протеже. Надо полагать, что этот товарищ был зачислен на службу без всяких проволочек – хозяин повелел!
Но в этом же году товарищ Ленин лично подписывает декрет о создании Карельской трудовой коммуны и назначает ее руководителем товарища Гюллинга. Об этом периоде жизни Карелии партийные справочники не говорят. Но некоторые карельские историки, в том числе научный сотрудник Национального музея Михаил Данков, считают, что тогда возникло жесткое по накалу борьбы двоевластие. С одной стороны интеллигентный ученый-романтик Гюллинг, мечтавший объединить Карелию с культурной Финляндией. С другой – бывший заводской вожак голытьбы Анохин, чье «восстановление культуры» некоторые исследователи связывают с разграблением гробницы Александра Свирского и других культовых мест. Поэтому революционер-пролетарий не давал революционеру-профессору обосновать в своей вотчине – Петрозаводске - столицу КТК, советуя ему сделать ее в Кеми, Вытегре, а то и где подальше.
До открытой вражды и пальбы дело не дошло: Анохин проиграл и почти через год «необъявленной войны», в мае 1921 года был сослан на Дальний Восток.
Там он, став членом Дальбюро ЦК партии, нашел себе работу по душе, возглавив ЧОН – части особого назначения, элиту «красного террора». Но 10 мая 1922 года, как говорится в справочной литературе, «Петр Анохин стал жертвой разветвленного контрреволюционного заговора сибирских белогвардейцев, решивших устранить опасного для них члена Дальбюро ЦК РКП(б)». На самом деле на 33-й версте Витимского тракта под Читой Анохина и управделами ЦК Д. Крылова подкараулила и лишила жизни местная банда уголовника Костика Ленькова.
В краеведческом музее Карелии есть фотография похорон убиенных товарищей. Судя по снимку, похороны были довольно пышными. Но где же упокоились погибшие революционеры? Можно предположить, что в центре самой Читы, но все справочники, как один, утверждают: «Могила П.Ф. Анохина на сегодняшний день не сохранилась». Мистика!
Человек с двумя лицами
Хотя по меркам большевистской иерархии Петр Анохин не был уж такой большой «шишкой», его имя прогремело на всю РСФСР. Фамилию героя увековечили в Карелии и на Дальнем Востоке. В Петрозаводске улицу с милым и нейтральным названием «Новая» переименовали в «Анохина». Городская типография (будем считать Петра Федоровича газетчиком – он все-таки их разносил) стала носить его имя. Типографии, правда, уже нет…
Старенький пароход «Гагара» тоже был переименован в «Анохин». Его звездный час (не человека – парохода) наступил в 1933 году, когда на срочно отремонтированном судне товарищ Сталин со своими сподвижниками совершил знаменитый рейс по Беломорско-Балтийскому каналу. Вождей не смутило, что построенный еще в 1874 году в английском Портленде пароход был наречен «Царь».
Памятник Анохину в Петрозаводске поставили уже в период очередной героизации Октябрьской революции в 1967 году – бронзовая голова в фуражке с козырьком на постаменте из рыборецкого диабаза работы скульптора В.Афанасьева.
А вот в Чите о карело-забайкальском герое там вспомнили поздно - можно предполагать, что после безвременной утраты самой могилы Анохина. В 1962 году его именем назвали улицу (была исконно забайкальская – Шилковская), а в 1964 году поставили возле городского сада памятник. Затем в 1991 году к 100-летию пламенного революционера его перенесли на угол Театрального сквера, где он стоит и поныне.
И все бы хорошо - такой же, как у нас памятник: голова на каменном столбе, правда, без кепки. Но вот в последнее время местные краеведы переполошились: Петр Федорович-то не настоящий! И действительно, с теми немногими фотографиями, что имеются в архивах и музеях, лики читинского и петрозаводского Анохиных абсолютно несхожи.
А один особенно дотошный исследователь даже установил сходство бюста с фотографией… чапаевского комиссара Фурманова!
Вот такие они - гримасы пролетарской истории.
От автора
Упаси господь читателей от мысли счесть наши материалы призывом поменять названия улиц, носящих имена террористов. Большинство петрозаводчан даже не задумываются об их происхождении. И москвичи недавно проголосовали против изменения названия станции метро «Войковская», хотя им и объяснили, что Войков был цареубийцей. Просто привыкли.
Я имел в виду другое. Давно пора менять городские путеводители и рассказывать правду об Анохине, Кузьмине и им подобным. Она подчас куда интереснее, чем идеологические легенды.
Редакция благодарит сотрудников Национального музея РК Диану Проц и Михаила Данкова за сотрудничество и предоставленные фотоматериалы.