Конец патриархальной тишины
Нельзя сказать, что жители нашего губернского города до начала автомобильной эры перемещались по его улицам исключительно пешком. Гужевой транспорт – пассажирские извозчики и ломовики всегда были к их услугам. Но работали они точно так же, как современные таксисты-«бомбилы» – драли с бедных обывателей три шкуры за проезд. И в 1911 году городские власти даже были вынуждены упорядочить работу «парнокопытных такси». Все брички, коляски и экипажи были разделены по степени комфорта на две категории: 1-го разряда – «лучшего выезда» и простенькие – 2-го разряда. Разнились экипажи, понятно, ценой – кстати, фиксированной. А за превышение таксы беспредельщику-извозчику приходилось отвечать перед самим полицмейстером.
Приезд в 1911 году полковника Муяки перевернул представление петрозаводчан о скорости передвижения: все 450 верст полковник преодолел всего за 42 часа. Это диво с чадящей выхлопной трубой разбередило души некоторых горожан, и вскоре в тихом Петрозаводске появились два мотоцикла, а мещанка Анна Тимофеева, как сообщила газета, приобрела «открытый автомобиль английской системы «Сидлей и Вольслей». Хотя об этом событии написано немало, никто из авторов не попытался выяснить, что же за агрегат скрывался под названием «автомобиль английской системы». Сегодня мы исправляем этот пробел.
В конце XIX века в Англии существовала фирма Wolseley Sheep Shearing Company, выпускавшая машинки для стрижки овец. Но затем она стала производить автомобили собственной конструкции. Слово «sheep» – «овца» – исчезло из названия, зато появилась фамилия нового директора Джона Сидли (Siddley). Автомобили Wolseley-Siddley были довольно популярны, а самой массовой моделью с 1911 года стала Wolseley 16/20НР – Stellite с трехлитровым 4-цилиндровым двигателем и деревянной рамой. С большой точностью можно сказать, что именно эту машину и приобрела мадам Тимофеева. Отметим, вкус у нее был отменный: авто смотрелось очень изысканно.
В 1914 году в Петрозаводск пришла «чугунка», и городская Дума всерьез озаботилась тем, как обеспечить надежное сообщение между вокзалом (нынешней товарной станцией) и районами города. Тут автоледи Тимофеева и нашла практическое применение своему «Вольслею». 9 мая 1915 года она организовала первый маршрут от Александровской улицы (ныне пр. А. Невского) до Сулажгоры с остановкой у кинематографа «Триумф» (Национальный театр). Стоимость проезда составляла полтора рубля.
Зачем автобус переделали в грузовик
В 1917 году грянула революция, отменив устои государства, но отменить потребность людей в перемещении она не смогла. Через год после переворота судовладелец (пока еще) и подрядчик Мурманской железной дороги Иван Маминов решает организовать автобусное движение от площади Свободы (бывшей Соборной, а ныне Кирова) до вокзала на автобусе марки «Bussing». Скажу сразу, что к английскому слову «bus» – «автобус» – это название не имеет никакого отношения: Бюссинг – фамилия немецкого инженера, создателя этой машины.
Линия работала недолго по причине начала разрухи и, как ее следствия, отсутствия горючего. Иван Маминов испросил было губисполком выдать ему бензин или спирт. Но большевики отказали – бензина нет, а спирт, мол, и самим пригодится. Кончилось все для Ивана-энтузиаста плачевно: и спирта не дали, и автобус реквизировали – не выпендривайся, буржуй!
Но ездить по городу все-таки было нужно не только беспартийным обывателям, но и совслужащим. В апреле 1922 года газета сообщает о начале рейсов от Гостиного двора до вокзала на «переоборудованном в грузовик автобусе «Манисман». Без сомнения, речь шла об авто немецкой фирмы Mannesman. Учитывая, что в начале века в нее вошел и Bussing и их машины выпускались под двойным названием, закрадывается вопрос: не был ли этот грузовик экспроприированным автобусом бедолаги Маминова? А почему его вдруг переделали в грузовик – так больше людей вместится.
Следует отметить, что эти первые робкие шаги общественного автотранспорта приветствовали далеко не все. Прежде всего против были «водители кобыл». Были случаи, когда в Питере озлобленные конкуренцией извозчики резали покрышки у авто и даже забивали в выхлопную трубу поленья. В Петрозаводске труженики гужевого транспорта пошли другим путем. Они резко снизили свои тарифы, и уже в августе 1922 года автобусный маршрут приказал долго жить, не выдержав демпинговых цен.
Продолжение следует