Следствие лени
Европейцев на написание открыток подвиг очень занятый делами англичанин Генри Коул, который в канун 1843 года поленился поздравить многочисленных друзей не только лично, но и письменно. Вместо этой нудной процедуры он заказал художнику нарисовать его семью за рождественским столом, потом распечатал изображение в типографии и отправил адресатам по почте. Более того, на этой открытке было написано сразу два поздравления: «Весёлого Рождества и Счастливого Нового года». Именно благодаря ленивцу Коулу эти пожелания стали традиционными.
В Национальном музее Карелии, как рассказала хранитель фонда «Письменные документы» Диана Проц, имеется не так много почтовых новогодних и рождественских открыток Российской империи.
Но в октябре 2014 года известный карельский композитор Эдуард Патлаенко передал музею свой семейный альбом со 193 открытками, которые собирало в его семье не одно поколение. Сегодня некоторые из этих открыток, а также другие свидетельства эпохи, мы публикуем впервые.
Новый год как пережиток прошлого
В 1917 году грянул «Великий октябрь». Большевики, отрекаясь от старого мира, запретили празднование Рождества как символа суеверия и мракобеcия. А тут еще случилась смена дат: 24 января 1918 года Совнарком принял «Декрет о введении западноевропейского календаря», то есть Григорианского летоисчисления. Православные догматики его не приняли и, в отличие от всего христианского мира, до сих пор идут своим исключительным путем, отмечая Рождение Христово после наступления Нового года.
А большевики, чтобы вообще искоренить память о том, что летоисчисление ведется от дня рождения Иисуса, в 1929 году отменили Новый год, как праздник. И даже переиначили дни недели: понедельник стал «первым днем семидневки» и так далее. Это и сейчас можно увидеть в титрах комедии «Волга-Волга». И на почтовых открытках появились стишки в стиле Демьяна Бедного: «Не траться без толку на рождественскую елку, - коньки и лыжи куда нам ближе». Очень доходчиво звучит, прямо как современная реклама слабительного.
Но народ упрямо сопротивлялся, подпольно отмечая данный им Петром Алексеевичем праздник, и власть поняла, что сделала очередной никчемный перегиб. Накануне 1935 года в самой главной газете страны «Правде» появилась статья никому неизвестного пролетария Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую Елку». И сразу же на свет родилась легенда о дедушке Ленине, который, как и Лев Толстой, оказывается, очень любил крестьянских детей и приглашал их на Елку в Горки.
Папина шляпа и мамины боты
Мое счастливое детство выпало на самую яркую и богатую на празднества эпоху новогодних Елок: конец 50-х – начало 60-х годов. Командовали праздниками профсоюзы: каждый родитель получал от своего профкома пригласительный билет для ребенка на утренник. У нас в Петрозаводске они проводились обычно в ведомственный Домах культуры - "онежцев", строителей, железнодорожников (их было около десятка), а главные Елки – в театрах города. Родители готовили нам маскарадные костюмы. Я, помню, в первом классе выступил в роли Кота в сапогах, для чего мама сшила мне бархатный костюм, использовав в качестве декора старые отцовские ремень, шляпу и свои боты. А отец выстрогал из палки шпагу, увенчав ее вместо эфеса консервной крышкой. Дед Мороз высоко оценил их труд, вручив мне приз «За лучший костюм».
Что представлял собой приз, я не помню, но подарки, которые вручались после утренника, остались в памяти: в них были обязательный мандарин, яблоко и разные конфеты. Причем наполнение целлофанового пакетика зависело от кошелька отраслевого профсоюза. Я всегда завидовал своему приятелю, отец которого служил советским писателем: шоколадных конфет у него было больше.
Новогодняя идеология
А взрослые вовсю обменивались новогодними почтовыми открытками. Это был бум в масштабах страны. В нашей семье, как и в любой другой, написать и отправить по почте поздравление родственникам и друзьям считалось священным ритуалом. И мы получали их десятками. Иной дальний родственник мог забыть поздравить с днем рождения, но чтобы с Новым годом…
Диана Проц, хранительница всех новогодних открыток Национального музея Карелии, рассказывает:
- Руководство страны поняло, что самые разнообразные почтовые открытки выгодны для государства не только как средство пополнения бюджета, но и с идеологической точки зрения. Поэтому поздравительные почтовые карточки, включая и новогодние открытки, в Советском Союзе всегда носили пропагандистский характер.
В 30-е годы новогодних открыток еще выпускалось мало – Новый год как государственный праздник был утвержден только в 1947 году. Поэтому они носили не поздравительный, а скорее уведомительный характер: наступил 1938 год. Во время войны открытки приобрели яркий патриотический характер - они звали на бой с врагом.
После Победы палитра печатных новогодних поздравлений значительно расширяется - появляется множество детских открыток с сформировавшимся у художников образом Деда Мороза, Снегурочки и их свиты: медведя, зайчиков, белочек, птичек, а позднее - Снеговика. Зверушки, кстати, подозрительно похожи на диснеевские персонажи.
Начиная с 1961 года чуть ли не каждая вторая открытка была связана с космосом. Художники еще не видели настоящих космических ракет и рисовали их по наитию. Одним из символов праздника становится стройный мальчик Новый год в красном костюме, оседлавший космолет (изрядно смахивающий на американского Супермена). Но, согласитесь, это выглядит трогательно.
А в застойные годы «развитого социализма» новогодние карточки стал сопровождать «индустриальный пейзаж»: Дед Мороз на фоне ЛЭП или ковша с расплавленным чугуном, новогодний мальчик – в маске электросварщика. В общем, по новогодним открыткам можно изучать историю страны…
Наш XXI век внес в новогодние поздравления свои коррективы: мобильную связь и Интернет. Почтовые ящики граждан опустели. Но вот что удивительно: печатные поздравления живут и процветают в чиновничьем и деловом мире.
Каждая организация считает своим долгом поздравить коллег или партнеров открыткой. Секретарши в поте лица заполняют пробелы для ФИО в стандартных текстах, начальники судорожно вспоминают, не забыли ли кого из категории VIP «сердечно поздравить и искренне пожелать». А потом офисы заваливаются новогодними посланиями, которые выставляются на самые видные места. Но не читаются…
И все-таки - с наступающим Новым годом!