Суть идеи
История началась в 2005 году, когда во время ремонта Музыкального театра рядом со зданием откопали канализационный сток. В нем обнаружились остатки фундамента, на котором стояла та самая часовня – место захоронения Блаженного Фаддея. С тех пор Отец Константин и мечтает восстановить ее на старом месте.
Читайте по теме:
Откуда взялся и кем был Фаддей Петрозаводский
История встречи Фаддея Блаженного с императором Петром
Могилу святого Фаддея Петрозаводского забывали трижды
Земельный участок между театром и углом пр. К.Маркса - ул.Пушкинской он в аренду уже получил. Причем за 1 рубль на 10 лет. Как выяснилось, религиозным организациям предоставляют землю именно на таких условиях. (Я поинтересовался у знающего человека: если бы на эти «квадраты» в самом сердце Петрозаводска претендовали, скажем, мусульмане – они бы тоже его получили? Выяснилось, что нет. Оказывается, последователям Магомета в городе уже выделили землю под мечеть, а они никак не могут построиться).
Как рассказал на слушаниях сам отец Константин, получение участка – это только начало, нужно еще иметь разрешение на строительство в данном месте именно того, что хочется построить. На языке профессионалов это называется видом условно-разрешенного использования. Но этот участок подразумевает возведение лишь памятников и, почему-то, кафе. Чтобы поменять вид использования, нужно получить разрешение местной администрации. Процедура подразумевает и проведение публичных слушаний – где мы все, собственно, и собрались в минувший четверг.
Говоря о своей идее, священник пропагандировал не столько религиозное, сколько культурно-историческое предназначение будущего объекта. Действительно впечатляет: наземный и подземный этажи, мраморный иконостас, музейное окно, через которое люди могут увидеть остатки фундамента Воскресенского собора, снесенного в лихие 30-е. То есть помимо церковной службы здесь можно будет еще и экскурсии водить.
В том же ключе высказался врио главы республики Артур Парфенчиков:
- Считаю, что это не столько религиозно-церковный проект, сколько общественно-исторический, - заявил он.
Идею губернатор поддержал, поскольку считает, что это будет памятником и собственному петрозаводскому святому – Блаженному Фаддею, - и страшной эпохе разрушения храмов. Но подчеркнул, что проект, воплощаемый строго на пожертвования, должен быть именно реставрационным – то есть восстановлением полного исторического облика часовни. Также Парфенчиков особо отметил, что сложившаяся ситуация не должна разобщать людей.
Доводы и контрдоводы
Выступавшие сторонники возведения именно культового объекта обосновывали свою позицию по-разному, порой казуистически. Но мысль была общая: место памятное, Фаддей – наше все, не будет часовни – построят кафе.
Оппоненты в долгу не оставались, хотя были настроены куда менее воинственно. Впрочем, их аргументы тоже можно свести к одному: в городе и так достаточно церквей. Остальные доводы – второстепенные: Фаддей, мол, фигура научно сомнительная, ансамбль площади будет нарушен, а строящийся объект вовсе не исторический, а самый обычный новодел. Один выступавший вообще отверг право РПЦ на возвращение своей недвижимости, поскольку, по его версии, построены храмы были на средства церковной десятины, то есть на народные деньги. Именно эту десятину он и потребовал вернуть. А депутат Петросовета Галина Васильева вдруг заговорила о том, что детям у нас не хватает спортивных площадок, и надо бы умножать их количество, а не часовен.
По нашим подсчетам, сегодня в Петрозаводске существует 31 православный храм, еще 4 планируются к строительству.
Впрочем, ее быстро осадили: некая многодетная мама заявила, что как раз детям хотелось бы иметь место, где можно было бы «…помолиться за свой город, за свою страну». Вопрос – мол, ну неужели в Петрозаводске мало православных храмов? – вызвал шум в зале: мало!
Вышла к трибуне и наша коллега с информационного портала «Птз говорит» - она озвучила итоги организованного накануне слушаний анонимного опроса.
Впрочем, эти цифры сторонников строительства не впечатлили. Как заявил один выступавший, «никто этих опросов не читает, потому что все работают». Справедливости ради отмечу, что слова эти прозвучали в разгар рабочего дня – а гражданин находился на трибуне в мэрии…
Итог был предсказуем: из присутствовавших к началу голосования 317 человек 257 выступили за то, чтобы разрешить возведение «религиозно-исторического» объекта. Только 39 участников слушаний голосовали против. Еще десять горожан воздержались.
Личное мнение
Как житель Петрозаводска, лично я считаю, что на «пятачке» возле театра что угодно будет смотреться лучше, чем находящийся там рекламный щит. А облик площади, на которой стоят два театра и два музея, ничто не может испортить больше, чем памятник человеку, ни разу в Петрозаводске не бывавшему и ничего для него не сделавшему. Обратите внимание: все сошлись на том, что идея с музейными окнами отличная – то есть принципиальных возражений против того, чтобы поставить здесь некий объект, нет.
Так отчего же весь сыр-бор? Думаю, отец Константин выбрал для своего начинания не самое лучшее время. Еще не отшумели страсти с передачей РПЦ петрозаводской Глазной клиники, на очереди – исторический дом купца Пименова, журналисты раскопали неприятные финансовые истории на Валааме, в соседнем Питере митингуют против передачи Исакия… И вот снова! Действительно создается впечатление, что церковь наступает на светское государство. И светское общество, почувствовав угрозу, начинает сопротивляться.
Я же опасаюсь совершенно другого. Отрадно, что на проект Константина Севандера не будут тратиться бюджетные деньги – все за счет неких московских фондов. Но кто даст гарантию, что в процессе проведения работ смета не претерпит изменений, как это у нас водится? Проще говоря – что деньги не кончатся? Судя по всему, зачинатели восстановления часовни весьма смутно себе представляют, во что оно в действительности обойдется. Люди, с которыми я говорил, даже примерную цифру назвать не смогли – мол, несколько миллионов. На слушаниях прозвучала сумма в 5 миллионов…
Между тем изыскательские, затем археологические работы – уже весьма затратные мероприятия. Потом надо будет перенести пролегающие в этом месте коммуникации, что так же стоит весьма дорого. И только потом должно начаться непосредственно строительство. И я сильно опасаюсь, что вместо обещанного мраморного иконостаса мы получим посреди города долголетнюю яму, окруженную забором.
А еще предвкушаю шумиху, которая начнется после присвоения новому строению адреса. Учитывая место расположения часовни, так и вижу табличку на ее стене: «Проспект Карла Маркса»…