За девять месяцев этого года в республике существенно сократились объемы отгрузки щебня. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отправлено на 30 тысяч вагонов меньше, что составляет около двух миллионов тонн. И связано это, прежде всего, с недостаточным количеством предоставленных вагонов. Из-за введенной скидки на порожний возврат вагонов через Карелию ежемесячно проходит больше 31 тысячи вагонов, которые республика не может использовать под погрузку щебня. Кроме того, стоимость аренды полувагонов для перевозки щебня с января 2015 года по сентябрь 2017 года выросла в семь раз – с 5803 рублей за вагон в сутки до более 40440 тысяч рублей. Из-за невозможности вывоза и сбыта готовой продукции предприятия горного комплекса Карелии вынуждены сокращать объемы производства, а некоторые и вовсе приостановили работу.
– Мы пытаемся найти различные решения. Проводим серьезную работу с компаниями-операторами, Федеральной антимонопольной службой, АО «РЖД», – отметил советник губернатора по экономике Юрий Савельев.
Урегулировать ситуацию может принятие дополнительных мер по тарифному регулированию железнодорожных перевозок (например, введение предельных коэффициентов изменения стоимости аренды вагонов, гибкой системы скидок к действующему тарифному руководству) и привлечение дополнительного парка вагонов.
На прошлой неделе по поручению вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича в Министерстве транспорта состоялось совещание, где рассматривалась возможность предоставления предприятиям республики дополнительного парка вагонов. Такое поручение дано одной из федеральных компаний.
Параллельно в правительстве Карелии прорабатываются и другие варианты решения проблемы, в том числе возможность заключения долгосрочных сервисных контрактов между грузоотправителями и операторами.
С компанией «РЖД» обсуждается вопрос увеличения скорости движения вагонов за счет сокращения тарифного расстояния и простоев, что позволило бы сэкономить значительные средства.
Еще одним выходом из сложившегося положения является равномерная отправка грузов в течение года. В зимний период загрузка вагонного парка гораздо ниже, а на перевозку по железной дороге можно получить скидку. Для транспортировки щебня зимой требуются склады в Ленинградской и Московской областях, а также кредиты для погашения кассового разрыва, возникающего из-за задержки в реализации товара.
Возможно и создание собственной компании-оператора для того, чтобы довозить грузы до Ленинградской области.
До конца ноября из республики планируется вывезти тот щебень, который уже накопился на складах.
Напомним, что горнопромышленный комплекс сохраняет позиции одной из ведущих отраслей промышленности нашей республики. На долю горных предприятий приходится 33 процента всего промышленного производства региона.