МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Мужской клуб: какими ретро-автомобилями могла похвастаться Карелия

30 лет назад по республике бегали настоящие раритеты

Мы рассказали, как нашему журналисту много лет назад посчастливилось сопровождать местного автолюбителя на ленинградский автопарад. Но его трофейный " Adler " был не самым диковинным представителем Карелии.

Петрозаводский автолюбитель со своим "питомцем". Фото: Александр Трубин

Графин на Дворцовой площади

Утром, выстроившись в колонну, мы в сопровождении ГАИ отправились на Дворцовую площадь Ленинграда, где встретились с остальными участниками парада. Всего на этой выставке участвовали около 200 самых различных автомобилей, заполнивших в несколько рядов площадь. И должен сказать, что наш "Адлер" был единственным: машин такой модели в Союзе тогда насчитывалось всего три-четыре.

Каких только "шкатулок" на колесах не было на Дворцовой! Подъехала питерская группа Military на военных ЗИС-5 и "Студебеккерах", джипах "Виллис МБ" и их советских аналогах ГАЗ-67, мощном красавце "Додж 3/4" и автомобиле-амфибии Ford GPA. Его хозяева - молодые парни и девчонки в полувоенной униформе - тут же рассказали свою байку, как, нарушив правила, удирали от гаишников, и при полном их изумлении "прыгнули" с набережной в Неву, чем и спаслись...

А чего стоила "Изетта" - маленькое чудо на колесах, похожая одновременно на НЛО и с детства знакомый нам колобок! Эта машинка, созданная после войны, имеет единственную дверцу спереди, которая, откидываясь вместе с рулевой колонкой, пропускает в мини-салон пассажира и водителя. Разработанная итальянскими инженерами, "Изетта" выпускалась фирмой BMW, и благодаря низкой цене и экономичности 13-сильного двигателя стала из-за одной из самых популярным машин в Европе 50-х годов.

Особенно разгуливать по площади у нас времени не было: от перенапряжения у "Адлера" потек радиатор - капля за каплей оставляли на асфальте угрожающе растущую лужу. Если вы думаете, что в 1983 году в центре Северной столицы можно было купить пластиковую бутылку хотя бы "газировки", то ошибаетесь - их вообще не было как класса. И я нашел выход: постучавшись во все двери Эрмитажа, я нашел открытую и выпросил у служительницы стеклянный граненый графин с узким отбитым горлышком. Его то мы и подставили под течь, каждые полчаса выливая накопившуюся воду обратно в радиатор.

Эта процедура лечения нашего "раненого Орла" почему-то заинтересовала прежде всего посетительниц-женщин. Мы сначала объясняли, что зачем, а потом Володя, который и так не успевал отвечать на многочисленные вопросы мужской половины об особенностях машины, буркнул элегантной даме в шляпке: "Самогон гоним! Вот уже графинчик полный. Вам в стакан или с горла будете?" "Ах!" - сказала дама. "Шарман!"- невозмутимо ответил мой приятель. Что было, то было - из песни слов не выкинешь...

А потом был парад по Невскому проспекту. Тротуары были запружены народом: такое ликование я видел только по телевизору, когда встречали Хрущева в Америке, а Гагарина в Москве. Но Володя этого не увидел. Колонна почему-то двигалась рывками: то разгоняясь, то резко тормозя. Мой водила проклинал себя за "отпущенные" тормоза. При каждой остановке он вдавливал педаль в пол, "Адлер" визжал, как свинья на веревке, но останавливаться не хотел. Несколько раз мы, чтобы не "поцеловать" идущий впереди "Бьюик", выкатываясь из колонны, рискуя задавить благодарных зрителей. Про впечатления о красоте Дома книги и Гостиного двора я Володю уже не спрашивал...

"Копейка" - тоже раритет

Вернулись в Петрозаводск мы без особых приключений, лишь пополняя радиатор водой из попадавшихся на пути речек. Вскоре Володя заварил его, подлатал разболтавшиеся детали "Адлера", и мы решили создать свой клуб любителей автомотостарины наподобие ленинградского "Самохода".

Год ушел на то, чтобы перерыть картотеку республиканской ГАИ - электронной базы, как вы понимаете, в то время еще не существовало. Мы перебирали карточки: чего только в те времена в Карелии не было! В одном Петрозаводске на учете стояли более 100 редких автомобилей, не считая мотоциклов. Таких, как трофейные БМВ, "Вандерер", "Штайер", и целое семейство "Опелей": "Кадет", "Олимпия" и "Супер 6". Много в картотеке имелось и отечественных машин - от знаменитой "Эмки" до "Победы" и полуторки ЗИС-5. Были даже по столичным меркам раритеты - лимузин ЗИС-101 и шикарная чехословацкая "Татра 87". А уж первых советских джипов - ГАЗ-67- имелось более 30 штук.

В 1984 году, при поддержке ВДОАМ - общества автомотолюбителей - даже состоялась первое организационное собрание клуба. А летом был проведен парад, в котором участвовали с десяток старинных авто, мотоциклов и, конечно, наш "Адлер". Но затем грянула Перестройка, и это хорошее дело, как и многие другие, заглохло.

Мне же остается только привести отложившееся в памяти выступление одного из организаторов автопарада 1983 года, совсем еще молодого парня. Тогда он сказал, обращаясь к зрителям: "Наши машины уже вошли в вечность, а ваши "Жигули" и "Москвичи" через четверть века превратятся в "ведра с гайками". Как в воду глядел паренек: много ли этих авто осталось и кто сохранит их для потомков? А у Володи были еще и "Жигули 20-01" первой серии - итальянской сборки, с клеймами FIAT на каждом болте...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах