Житие преподобного
Чтобы не смущать верующих вольностью пересказа, мы процитируем житие Елисея по Православному церковному календарю, лишь сокращая несущественные детали и давая необходимые пояснения для людей невоцерковленных.
Итак, однажды четыре брата занимались на берегу починкой рыбацких сетей. Брат Даниил, "по откровению ли Божию или по каким-либо внешним признакам, вдруг начал говорить Елисею: "Напрасно ты трудишься, не будешь ловить ими рыбу: к тебе приблизилась смерть, и ловля твоя окончилась". От этих слов ужас и страх объяли Елисея, он начал скорбеть и тужить, не потому, что боялся смерти, а что не был еще пострижен в великий ангельский образ схимы. (Схима - обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения).
Но вот беда, ближайший иеромонах, который имел право совершать чин пострижения в схимники, жил в селе Сума (Сумский посад Беломорского района Карелии) в 60 верстах по воде от Золотца. Тем временем у Елисея нарастали "умножающиеся скорби и болезни тела", и братья предложили ему самостоятельно совершить обряд, исполнив весь необходимый ритуал, и надеть на себя схиму. (В данном случае - особая монашеская одежда с клубуком). Что и было сделано.
"Наступила ночь", - продолжается повествование в "Житии Елисея Сумского". - "Больной был положен в постель, упокоились подле него и утомленные братия. Но когда они встали от краткого сна, то больного уже не было с ними в келлии. Обратились к поискам и нашли его идущим к ним навстречу из леса и без схимы. На вопрос о случившемся он объявил: "Множество бесов пришли к нам в келлию, напали на меня с яростью, силой увлекли от вас, сорвали с меня схиму, но преподобный Зосима отнял меня у них". Схима была найдена заброшенной на дереве".
Братья решили во что бы то не стало отвезти Елисея в Суму. Они положили болящего на карбас, спустились вниз по реке Выг, прошли по Белому морю и уже было вошли в Сумскую губу, но "настала великая буря. Волны подобились горам, на судне разорвался парус, сломалась мачта, весла выбило волнами из рук... Все были в отчаянии, но болящий Елисей не малодушествовал, ибо его успокаивало дивное видение из иного мира. "Не бойтесь и не скорбите, братия», - говорил он соплавателям, едва дыша от изнеможения. - «Я вижу отца Зосиму с нами в судне, он помогает нам. Все это случилось с нами по действу диавола, желающего погубить мою душу, но Бог по молитвам Зосимы истребит супостата".
И правда:, вскоре ветер утих, волны улеглись, и на море водворился штиль. Пристав к берегу, "братия с ужасом увидели, что болящий скончался... Но спустя немного времени в мертвом обнаружилось движение, и он начал говорить здраво и смысленно". Его перенесли на подворье монастыря, и иеромонах совершил чин пострижения. Затем, "прославив Бога и простившись со всеми, Елисей опять почил о Господе". Тело его было погребено за алтарем церкви святителя Николая...
Проходили годы, и имя рыбака, как указывает Церковный календарь, многими было забыто. "Но спустя более столетия внимание к почившему возбуждено было тем, что гроб его обнаружился на поверхности земли, и вскоре последовали явления Елисея и исцеления от него болящих". Для удостоверения чуда в село дважды - в 1668 и 1710 годах - приезжали высокие светские и церковные персоны. По итогам этих проверок над гробом была установлена небольшая часовня, а позднее и деревянная церковь.
С тех пор сумляне стали приходить в храм помянуть своих усопших, а, отправляясь в море, на звериный промысел или рыбалку, испрашивали у Елисея благословение и удачу. Можно сказать, что церковь обрела нового святого.
"Священник согласен"
Мощи святого пролежали в сумском храме до 1929 года, пока коммунисты-безбожники не вытащили их на всеобщее обозрение, а затем передали в музей для атеистической пропаганды. И только спустя 60 лет они были переданы Петрозаводской епархии Карельским государственным краеведческим (сейчас Национальный) музеем.
При подготовке этого материала, я позвонил известному историку Михаилу Данкову, много лет отдавшему работе в этом музее.
- Конечно, помню это событие, - сказал Михаил Юрьевич. - Более того, стоял у его истоков.
Так у меня оказалась статья "Вскрытие мощей Елисея Сумского", опубликованная в самом первом Ежегоднике музея за 1930 год.
Ее автор Виктор Клишко в те годы был комсомольцем и журналистом, а главное - руководителем местного отделения Союза воинствующих безбожников. Он стал вдохновителем закрытия многих храмов республики и инициатором организации в петрозаводском Святодуховском соборе столовой № 13, а в Александро-Невской церкви - музея, куда и были доставлены останки Елисея.
Итак, на сей раз, учитывая права атеистов, мы публикуем выдержки из этой статьи с сохранением стиля автора и должными комментариями.
"Далеко на севере Карелии, в 2-3 километрах от Белого моря, раскинулся Сумский посад, большое поморское село. В нем свыше 300 домов и 1200 жителей. (По данным переписи 2013 года - 662 человека, и их число с каждым годом уменьшается – авт.). Население занимается, главным образом, рыбной ловлей, частью отхожими промыслами и извозом. Живет сравнительно не бедно… До 20 хозяйств принадлежит кулакам, судовладельцам и торговцам.
Культурный уровень населения невысок. Именно этим и можно объяснить религиозность жителей, существование группы старообрядцев, двух православных церквей и "нетленных мощей" преподобного Елисея Сумского "чудотворца".
Безбожник весьма серьезно подготовился к акции развенчания религиозного мифа и изучил архивы: "По материалам Соловецкого патерика (Патери́к – сборник избранных изречений святых отцов, подвижников, или их житий) Елисей Сумский происходил из богатого боярского рода. Он был подвижником Зосимы Соловецкого, память о котором распространена по всему северу, поэтому не удивительно, что после смерти Елисея духовенство и его причислило к лику святых"... Вepa в Елисея пустила глубокие корни среди жителей, проникая во все области поморского быта... принося при этом обильные подаяния, остающиеся у служителя культа".
В марте 1929 года в селе Сорока (ныне - город Беломорск) был организован районный совет Союза безбожников, и его представитель - тов. Иванов, уже имевший опыт вскрытия мощей Зосимы и Савватия на Соловках, был откомандирован в Сумпосад.
Местные церковники и кулаки, как и следовало ожидать, встретили его недружелюбно: "Антихрист приехал!", - говорили они крестьянам. Но в долгих, растянувшихся на все лето антирелигиозных лекций, народ начал "сумневаться". И агитатор записывал выступления:
С. А. Базаров: "Сотни рублей тратили мы на Елисея. А на что тратим,— не знаем. Не одну десятку я пожертвовал на Елисея, чтобы он поправил мне ногу. Но ничего не получилось. "Мощи" Елисея надо вскрыть. А может быть, там тряпки какие-нибудь лежат... "
П. А. Черлицын: "Везде вскрыты "мощи". Надо и нам посмотреть".
И тут у атеистов объявился ударный козырь: И. Г. Житейный, древний старик, как пишет Клишко, который "заявил о том, что 27 лет тому назад, втайне от народа, по предложению духовенства, он сделал новый гроб для Елисея и видел, как в него перекладывали одни только кости".
Такое заявление привело в замешательство присутствующее на диспуте духовенство. И тут священник Сумской церкви А. Заостровский сделал неожиданное, но опережающее результат вскрытия мощей заявление, которое с точки зрения современной трактовки жития Елисея выглядело очень даже кощунственным:
- Мощи - это то же, что иконы для почитания своих сподвижников. Под мощами надо понимать вообще останки умершего. Под нетленными - мощи, от которых совершились какие-либо чудеса. Я искал разные материалы о чудесах мощей Елисея, но никаких указаний не нашел. И потому нахожу, что поскольку они не закононизированы и утверждений тому нет, - мощи Елисея не есть мощи нетленные. И по нему мы совершать богослужения не можем, кроме панихид, как по обычному умершему. В подвигах Елисея нет ничего выдающегося.
Оставим на совести священника и атеиста эти слова, но из повествования их не выкинешь.
К вскрытию гробницы все подготовились основательно. Был проведен "пленум Сумского сельсовета", на котором были избраны делегаты на процедуру разоблачения, пригашены "представители общественных организаций и около 120 чел. рабочих и работниц Сороки". От церковников на вскрытии мощей присутствовали священник А.Заостровский, представитель церковного совета Е.Галкин и церковный староста А.Рохмиетов.
"В воскресенье 21 июля 1929 года еще задолго до вскрытия у церкви собралась громадная группа крестьян и крестьянок из Сумпосада, соседних сел Коложмы (20 км) и даже Нюхчи (74 км)», - с удовлетворением отмечает главный безбожник Карелии. – «Председатель комиссии тов. Ильин объявляет о порядке вскрытия мощей Елисея и выставлении их для обозрения.
Священник Заостровский с членом комиссии приступают к вскрытию, снимают покров, рака переносится в сторону. На полу часовни обнажается новый деревянный гроб, прикрытый синеватым покрывалом. Удивляет небольшая величина гроба: длина 1,6 м, ширина 39 - 50 см высота 38 - 32 см.
Старик Житейный, столяр, проживший уже девять десятков лет, долго и внимательно осматривает гроб, и, наконец, заявляет: "Это моя работа. Лет 37 - 38 тому назад я делал в усыпальнице Елисея новый пол. Перебирая старые доски, видел торчавший в земле череп. А лет 27 тому назад, по предложению духовенства, сделал новый гроб для мощей... Все эти кости лежали на поверхности земли и ничем не были прикрыты"...
На предложение открыть крышку гроба, церковники, хором заявили: "Недостойны мы трогать преподобного!" Члены комиссии открывают крышку. Прах Елисея покрыт, белым бязевым покрывалом. Священник Заостровский сдергивает его и вместо "нетленного тела Сумского чудотворца" в гробу лежат сложенные в беспорядке, череп и кости Елисея, покрытые во многих местах слоем белой плесени".
Далее врачи Квятковский и Новицкая принялись за описание находки. Здесь мы пощадим чувства как верующих, так и атеистов, пропустив эти анатомические подробности.
Священник Заостровский на вопрос, как он оценивает результат вскрытия, ответил: "Лично для себя я не нахожу в этом никакого смысла, если есть желание народа вскрыть мощи - то я согласен", - отмечает Клишко.
"После осмотра крестьянами мощей, гроб с остатками Елисея был внесен в усыпальницу, закрыта дверь и запечатана печатью Сумского сельсовета до отправки в Петрозаводск в организуемый при Карельском Государственном музее Антирелигиозный отдел", - закончил свои разоблачения безбожник №1 всея Карелии комсомолец Виктор Клишко.
Второе обретение мощей
Вернемся в сегодняшний день. Историк Михаил Данков продолжил свой рассказ:
- Примерно в 1989 году пошли разговоры о возвращении епархии здания бывшей заводской церкви Александра Невского, где тогда располагался наш музей. Но надо знать то атеистическое время: были опасения, что очень многие в обществе не воспримут такое решение, и надо было "подготовить почву". Я, будучи замдиректора музея по научной работе, как-то осенью замещал руководителя Наталью Гроссман, находившуюся в отпуске. И встретился с личным секретарем епископа Мануила - отцом Николаем (будущим епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном).
Я предложил ему в качестве первого символического шага по возвращению здания организовать передачу мощей Елисея Сумского. Батюшка был в шоке: церковь давно считала, что реликвия навсегда утеряна. На том мы с отцом Николаем и расстались, дальнейший процесс передачи мощей решался уже светскими и церковными властями на более высоком уровне.
Сегодня можно услышать, будто бы сотрудники музея сами обнаружили мощи случайно. Это не так, они находились в фондах музея, но никогда в советское атеистическое время не экспонировались. Я их видел: в небольшом деревянном ковчеге. В нем в беспорядке лежали разные кости скелета. Ковчег был похож размеру на тот, что описал Клишко, но был ли это именно тот гробик, что обнаружили в Сумпосаде или сделанный позже, точно сказать не могу...
Остается добавить, что в 1990 году мощи Елисея Сумского были торжественно перенесены из Краеведческого музея в Крестовоздвиженскую церковь, еще через год здание музея было возвращено Православной церкви и вновь стало собором Александра Невского.
А в 2013 году в Сумском посаде была установлена деревянная церковь в честь Елисея Сумского - единственная на всю Россию.
Но на этом история с обретенными мощами рыбака не закончилась. Под Рождество 2019 года священнослужители Крестовоздвиженского собора объявили, что мощи Елисея заблагоухали, и назвали это чудом. Снова доверимся журналистам: "Запах можно почувствовать, если открыть стеклянную крышку раки с мощами святого. Сильнее он чувствуется около головы, закрытой схимой. Описать природу запаха довольно трудно, в нем нет одного четко выраженного знакомого аромата. Его можно лишь охарактеризовать как запах свежести. Впрочем, возможно, ощущения у людей могут различаться", - осторожно отметила современная женщина-журналист...