Портрет, которого не было
- Этого никогда не забудешь, - вспоминал живописец. - Толпы людей в Москве на улицах, перегороженных автомобилями, неудержимый плач. Хорошо одетые мужчины и женщины в мехах лезли по грязи на грузовики, чтобы побыстрее занять очередь к гробу. Массовая истерия...
Нас, художников, разместили довольно близко к постаменту с гробом, и все было видно как на ладони. Но напряжение от возложенной ответственности было такое, что карандаш в руках дрожал, и не было возможности что либо разглядывать, кроме человека, лежащего в гробу. И все же, краем глаза я видел людей, которых знал только по портретам.
Особенно запомнился Лаврентий Берия – хотя, что мы знали о нем тогда? Слегка затемненное пенсне, взгляд был просто стремительный, зловещий. И походка - хищная, пружинистая...
После похорон нас вызвал министр культуры СССР (Николай Беспалов, был снят с должности сразу после этих событий, 15 марта - авт.) "Товарищи художники, - сказал он, - вам доверено изобразить прощание с великим вождем. Как вы будете это делать - решайте сами. А сейчас пройдите в соседнюю комнату и назовите стоимость работы, какую сочтете нужной и получите 25-процентный аванс". Я остолбенел: такого наш брат отроду не слышал. Не скрою, некоторые коллеги на этом хорошо нажились.
Вернувшись в Петрозаводск, я приступил к выполнению заказа. Примерно через месяц ко мне пришел офицер госбезопасности, он справился о ходе работ и передал мне 25 процентов гонорара.
Спустя некоторое время появился новый гонец с очередной порцией денег и неожиданным распоряжением: приостановить до особого распоряжения выполнение заказа. А еще через месяц мне выдали остаток суммы уже с жестким приказом: работу полностью прекратить. Что я, естественно, и сделал. Насколько мне известно, некоторые художники попытались работать по теме "Сталин на смертном одре" и получили большие неприятности. В чем была причина столь резкого запрета - точно сказать не могу, но, думаю, это было прямое указание Берии…
У портрета, как у человека - своя судьба
Тогда - в 1999 году - во время интервью в мастерской, Георгий Адамович показывал мне портрет Отто Куусинена, оригиналы рисунков Антикайнена, похорон Сталина, но что произошло с портретом Куприянова, рассказывать не стал. Сегодня можно отметить, что из всех этих работ широкую известность получил лишь набросок так и не состоявшегося портрета Антикайнена.
В 2008 году вышла очередная книга с его жизнеописанием и этим рисунком на обложке.
Читайте по теме: "Кто был первым художником-портретистом советской Карелии"
Что произошло с остальными творениями портретиста, я и попытался выяснить спустя 22 года после встречи.
Как сообщили в музее ИЗО, этих работ в его фондах нет. Свою версию выдвинул директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг: "Ты ведь сам знаешь, что в советские времена, в зависимости от политической конъюнктуры, из истории вымарывались не только страницы книг и документов, но "чистились" и музейные фонды. Хотя есть надежда, что эти работы хранятся у родственников художника".
Мне удалось связаться с Еленой Стронк, женой внука художника. Она рассказала, что после смерти Георгия Адамовича и возвращения его мастерской Союзу художников Карелии, часть наследия перешла в руки родственников, проживающих в Оренбурге, а остальное осталось у родных в Петрозаводске. Среди этих работ есть и портрет Куусинена. Конечно, не тот, что Стронк рисовал в Москве, а один из вариантов этого полотна.
А портрета Куприянова в сохранившемся наследии Стронка не оказалось. Как предполагают родные Георгия Адамовича, эту работу, а заодно и наброски, сделанные художником, были уничтожены по распоряжению органов госбезопасности после того, как руководителя республики в 1950 году объявили "врагом народа". Что скажешь: у каждого портрета, как и у человека, своя судьба...
Автор благодарит Национальную библиотеку РК и Елену Егоровну Стронк за помощь в подготовке материала.