МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

«Автоспецтранс» подчеркивает: «Правила просты, требования законны»

Карельский региональный оператор по обращению с ТКО отвечает на вопросы, поставленные в нашем журналистском материале

В конце августа в статье «Карельские мусорщики снова бунтуют против регионального оператора» мы рассказали о претензиях, которые высказывают в адрес «Автоспецтранса» их субподрядчики. Сегодня – слово второй стороне конфликта

Фото: rotko10.ru

Государственная политика в сфере обращения с отходами диктует новые правила, и одно из них – выбор в субъектах РФ региональных операторов, призванных навести порядок в вопросах сбора, транспортирования, обработки, утилизации и захоронения ТКО. В Карелии таким регоператором стала компания «Автоспецтранс». В апреле 2018 года она объявила торги по выбору исполнителей на оказание услуг по транспортировке отходов, территория республики была распределена на 18 зон обслуживания.                       

Несмотря на обращение в карельское УФАС одной из компаний, усмотревшей в действиях регионального оператора нарушение антимонопольного законодательства, торги состоялись. УФАС подтвердило, что процедуры по организации аукциона и заключению договоров с победителями проведены в строгом соответствии с законом. В удовлетворении жалобы было оказано.

Не всех операторов по вывозу ТКО такое начало устроило. Ведь если раньше они работали с потребителем напрямую, то теперь должны выступать, по сути, подрядчиком у регионального оператора. Но таковы требования федерального законодательства (ФЗ от 29.12.2014 № 458), и их необходимо исполнять.                 

Тариф единый, экономически обоснованный

Утверждение о том, что на стадии заключения договоров никто не мог  объяснить операторам, как высчитывались объемы работ, тарифы и стоимость затрат, не соответствует действительности. До 1 мая 2018 года, т.е. до старта в Карелии реформы по обращению с ТКО, с операторами была проведена не одна встреча и даны ответы на все вопросы.                                                             

Основная причина нежелания операторов идти на диалог с ООО «Автоспецтранс» - утрата позиций монополистов в сфере транспортирования отходов. Ранее у каждого из них была установлена своя коммерческая стоимость услуги на сбор и вывоз ТКО, в том числе допускалось необоснованное ее завышение. Как она формировалась - история об этом умалчивает. Если цена вопроса не устраивала, потребитель вывозил мусор самостоятельно и сваливал его в ближайшем лесу или на просёлочной дороге либо искал других поставщиков услуги подешевле.                                                                                       

Сейчас ценообразование в области обращения с ТКО регулируется государством (Постановление правительства РФ №484). В Карелии впервые в 2018 году был установлен единый экономически обоснованный тариф на вывоз ТКО в размере 538,03 руб. Чтобы его защитить, регоператору необходимо было предоставить в Госкомитет по ценам и тарифам РК массу расчетов и документов, подтверждающих будущие расходы. Подробная калькуляция затрат имелась по каждому району и производилась в соответствии с принятыми универсальными методиками.                             

Упрек операторов в адрес ООО «Автоспецтранс» о том, что при расчетах не были учтены их расходы, не обоснован законом. Примениться к их расчетам, учесть в тарифе именно их мусоровозы, зарплату водителей и пр. было невозможно, т.к. во-первых, данные затраты экономически не подтверждались, а во-вторых, впоследствии это могло быть расценено как создание участникам аукциона преимущественных условий для участия в торгах, что явилось бы нарушением антимонопольного законодательства.                                 

В итоге в единый тариф 538,03 руб. были заложены расходы на размещение ТКО, составляющие 17% от суммы или 90,23 руб., расходы на транспортирование - 77% или 415,09 руб., расчетная предпринимательская прибыль - 5% или 25,62 руб., и расходы на деятельность регионального оператора 1% или 7,09 руб. (организацию договорной работы, печать квитанций, аренду офиса и зарплату).

Не платить не выгодно                                                                                      

Львиная доля средств, поступающих на расчетный счет ООО «Автоспецтранс» в качестве оплаты за услугу «обращение с ТКО», направляется на счета операторов. Не рассчитываться со своими подрядчиками региональному оператору не выгодно: компания является плательщиком НДС и, если поступающие средства будут лежать мертвым грузом, «Автоспецтранс» может «попасть» на налог на прибыль (когда выручка есть, а затрат нет). На сегодняшний день (с мая по август 2018 г.) за работу, принятую без замечаний, операторам перечислено порядка 100 млн. рублей. Регоператор обеспечен достаточным объемом средств для расчетов с ними. Сейчас у «Автоспецтранса» существует плановый кассовый разрыв, который покрывается льготной кредитной линией, предоставленной правительством РК. На сегодняшний день из 40 млн. лимитных рублей потрачено 25 млн., и за каждый потраченный рубль отчет перед кредиторами строгий.

Как работал, так и заработал

Среди операторов, заключивших договоры с ООО «Автоспецтранс», есть те, кто откровенно противится новым правилам, не желает вести строгий учет своей деятельности, работает небрежно, не соблюдая графики вывоза или откровенно завышая объемы вывезенных ТКО. Есть и те, кто транспортирует отходы на несанкционированные свалки, потому что это более удобно и менее затратно. Так, в частности, поступала Управляющая компания «САС», вывозящая мусор в Кемском и Беломорском районах. Отходы, собранные у потребителей Беломорска, она свозила на незаконное место накопления ТКО, размещенное за чертой города. Конечно же, вопрос оплаты такой деятельности, которая грубо нарушает условия договора и экологического законодательства, отпадает. Кстати, уведомление регоператора о расторжении договора с УК «САС» было связано именно с этим нарушением. Приняв во внимание претензии «Автоспецтранса», оператор пересмотрел свои позиции и начал вывозить отходы на полигон в Кемь, поэтому уведомление было отозвано.

«Проблема не в клозетах, а в головах»                                                                       

В списке претензий, выдвинутых операторами в адрес ООО «Автоспецтранс», звучит такая как усложнение процедуры заключения договоров юрлицами на оказание услуги «обращение с ТКО». Поясняем: она не усложнилась. Просто теперь эта процедура проводится в строгом соответствии с порядком заключения договора на оказание коммунальных услуг и предоставлением соответствующего пакета документов.  Заметим, что заключить договор можно и без визита к регоператору, а вот незаключение для юрлица чревато административным наказанием вплоть до приостановления деятельности.                                  

Не устраивает некоторых операторов отсылка в их адрес вопросов, которые задают «Автоспецтрансу» жители республики по качеству предоставления услуги. Переадресовывать обращения и жалобы от потребителей в районы «Автоспецтранс» будет до тех пор, пока операторы на местах не начнут работать в строгом соответствии с законодательством и исполнять все условия договора: качественно предоставлять услугу, устанавливать весовой контроль на полигонах и оборудовать мусоровозы системой Глонасс/GPS. Только в этом случае регоператор может решать проблемные вопросы в режиме онлайн, контролируя всю работу с помощью спутниковой навигации.      

В вину ООО «Автоспецтранс» вменяется и отсутствие учета отходов. Паспорта отходов предприятий с видами и классами опасности (требование федерального законодательства) должны вести все потребители-юрлица. Сбор этих данных – работа не одного дня. К слову, учет отходов велся операторами ранее, и эта информация у них есть: еще до старта в Карелии «мусорной» реформы они также были обязаны запрашивать ее у юрлиц. И те из операторов, кто в диалоге с ООО «Автоспецтранс», делится данными с регоператором, но, к сожалению, этой информации недостаточно, поэтому сейчас совместно с ПетрГУ региональный оператор проводит работу по сбору данных.

О рисках и возможностях

Как бы не хотелось противникам реформы по обращению с ТКО, региональный оператор работу отладил, она осуществляется в штатном режиме, рисков нет. Даже если какая-то компания, вывозящая мусор, откажется от исполнения своих обязательств (что не исключено), ООО «Автоспецтранс» предпримет меры по перераспределению местных операторов или заключению договоров с операторами из других регионов. Сегодня в Карелии готовы работать Вологда, Санкт-Петербург, Mосковская область. Стоит напомнить и то, что по действующему законодательству региональный оператор вправе 49% объема ТКО по массе транспортировать самостоятельно. Для организации этого процесса «Автоспецтранс» готов привлечь как заемные средства, так и лизинговые продукты.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах