«Московский комсомолец в Карелии» встретился с предпринимателем Владимиром Колесником, в сети известным как Dizelexpert. Он занимается оптовыми поставками дизельного топлива в республике. Мы попросили Владимира прокомментировать ситуацию.
– Вы, наверное, видели это фото из поселка Пяозерский, где цена на дизельное топливо достигла почти 80 рублей за литр. Что там происходит?
– Такое фото гуляет по соцсетям не первый раз. Видел я похожий снимок около двух лет назад, и тогда все списали на какие-то биржевые спекуляции. Но с такими заправками, как в Пяозерском, ситуация, как правила, одна и та же. Там работают люди, которые могут купить топливо только по биржевой цене. Другой возможности у них нет.
– Получается, что тот, кто держит заправку в Пяозерском, оказался заложником биржевых спекуляций?
– Заложником ситуации, в которую они попали из-за целого ряда факторов.
– И каких?
– Могу высказать только свое мнение, поскольку не знаю всего, что происходит. Но первое, что я бы назвал, это то, что в сентябре наполовину сократили демпферные выплаты нефтяникам. Первый звоночек прозвучал еще в конце июля, и с этого времени мы наблюдаем постоянный рост цен на топливо. Практически не было ни дня, чтобы цены не росли. За это время – с конца июля – стоимость дизельного топлива выросла на 20 тысяч рублей за тонну. Это не один, не два и не три процента, как показывает официальная статистика. Можете сами сравнить: было 48 тысяч за тонну, а сейчас уже больше 70 тысяч. Если быть точным, на 1 августа она составляла почти 60 тысяч рублей, а на сегодняшний день – 85 тысяч.
– А таких заправок, как в Пяозерском, в Карелии много?
– Нет. Это, как правило, заправки частных предпринимателей, которые возят топливо сами. Либо закупают его на Киришском заводе, либо в Санкт-Петербурге на одной из нефтебаз.
– Как я понимаю, речь идет о отдаленных поселках, где не интересно вести бизнес крупным заправочным сетям?
– Конечно. Это реальность таких поселков. Предпринимателю, который ведет бизнес в Пяозерском, не позавидуешь. Он, вроде бы, добро людям делает тем, что привозит в поселок топливо, и им не нужно самим по 80 километров ездить, чтобы бак заправить. Но ему нужно доставку оплачивать, а это еще полтора-два рубля на литр топлива. А при нынешней цене, которая начинается от 68 рублей за литр, ничего удивительного, что стоимость дизельного топлива в Пяозерском приближается к 80 рублям.
– Выходит, что только сетевые компании могут сдерживать цены на карельских заправках?
– Им сказали такие цены держать. А в конце года они на эту разницу получат дотации. Кстати, одна из таких сетевых компаний еще в июле реализовала топливо оптом. Но после новостей о сокращении демпферных выплат отгрузки прекратились. У них цены ниже биржевых, однако купить дизель оптом у этой компании больше нельзя. На сегодняшний день наша цена уже выше, и конкурировать с ними мы не можем.
– Как вы тогда выживаете?
– Мы выживаем за счет того, что человек, у которого, допустим, карьер где-то в Медвежьегорском районе, просто не поедет на заправку на бензовозе. Ему там никто столько и не нальет, поэтому я ему и предлагаю купить дороже. У меня другого нет, и он покупает более дорогое топливо, чтобы какое-то время на нем продержаться. А дорастет цена до ста рублей за литр, и он уже не сможет покупать. Тогда и у него бизнес закончится, и мы закроемся.
Это все равно что конкурировать торговой палатке с сетевым магазином. Разве это возможно? У нас только два варианта – либо одна из нефтебаз Санкт-Петербурга, где действуют биржевые котировки, либо завод в Киришах, но там тоже цену определяет биржа. А у биржи простая политика: хочешь – покупай тонну за 80 тысяч рублей, не хочешь – не покупай.
– И что вам делать?
– Не знаю. Ждать. Вот сегодня была поставка, взял топливо еще по приемлемой цене, по которой я знаю, что еще его продам. Но продажи уже упали за месяц примерно на треть. То есть кто-то поехал на сетевые заправки, и я его прекрасно понимаю. Зачем мне платить 66 или 67 рублей за литр, если он может заправиться по 63 рубля.
В прошлый раз, когда мы попали в такую ситуацию, нас немного выручил завод в Ярославле. Там цена была конкурентоспособная, мы оттуда возили топливо и, благодаря этому, выжили. Но сейчас цены подняли все.