МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Карельские школы разваливаются: в чем власти видят решение проблемы

Деревянковская школа открывает «Реестр опасных школ России» , созданный Общественным народным фронтом

Был такой древний миф: мир держится на трех слонах, а те стоят на черепахе. Мало кто станет отрицать, что социальный климат  в обществе зависит от состояния здравоохранения, образования и соцобеспечения. Так вот два первых «слона» в Карелии очень хромают.

Школа в пос.Деревянка теперь печально знаменита на всю страну. Фото: Людмила Корвякова

На минувшей неделе в Карелии состоялся рейд Общероссийского народного фронта по учреждениям образования и медицины. Причем его провели не только региональные представители - приехал координатор федерального проекта «Народная оценка качества» Виктор Рожков. Показывали гостю из центра несколько объектов Прионежского района и Петрозаводска. Заодно пригласили журналистов. Чуть позже, отдельно, собрали и глав профильных министерств.

В частности, побывали в детском саду Заозерья, в 21-й школе-интернате Петрозаводска, в детском саду и школе поселка Ладва-Ветка, в школах Ладвы и поселка Деревянка. Школьников в каникулярное время участники рейда почти не встретили. Как они в том или ином месте постигают разумное, доброе, вечное, пришлось представлять.

Пляшущая школа

Самой поразительной локацией стала школа №5 Прионежского района, которая «украшает» Деревянку с 1938 года. Деревянное здание выглядит не просто неухоженным, оно уже давно стало крениться. Стены отходят от оси на 12 сантиметров, движение продолжается, внутри этих стен огромные пустоты, в которых, как опасаются местные жители, могут развестись крысы.

Координатора федерального проекта «Народная оценка качества» Виктора Рожкова здесь встречали не только директор школы и представитель администрации района, но и родительская общественность. Именно жители поселка неоднократно обращались в ОНФ. Люди разуверились, они интересовались только одним вопросом: когда построят новое образовательное учреждение.

 Школа и выглядит мрачно

- Я отправляю своего ребенка в школу и боюсь, вернется ли он домой или нет, - раздается один возглас. - Предпримут что-нибудь, когда случится трагедия.

- Да, как в Кемерово! – вторит другой.

- Сорок лет здесь живу и все время слышу разговоры про то, что надо строить школу… - замечает третий.

Экскурсия открыла многое. К деревянной стене покосившейся школы вплотную примыкает разодранная котельная, с проглядывающими кирпичами. Топят дровами. В особо морозные дни приходится добавлять уголь – но немного, так как котлы старые и могут не выдержать. Все это свалено рядом, и в процессе разговора директор пожалуется, что дрова элементарно воруют. Спортзал и столовая – тех же лет постройки и в том же состоянии – стоят отдельно.

Перекошенные полы и гуляющие деревянные рамы окон: ученики изначально  портят осанку на покатых поверхностях и зарабатывают болячки на сквозняках. И первоклашки, и выпускники зимой зачастую сидят в одежде, температура в классах, бывало, опускалась до + 8 градусов, из-за чего уроки приходится сокращать. В таких условиях школа подготовила троих медалистов.

Возникли претензии к санитарной комнате. Пять лет назад здесь поставили унитазы, но центральной канализации нет, все, что находится в выгребной яме, иногда замерзает. Еще одним издевательством стали кабинки – их смонтировали настолько близко к унитазам, что представительницы слабого пола не могут закрыть двери, иначе их бьет по голове…

Ко всему добавилась еще одна напасть: в школе по предписанию Пожнадзора недавно закрыли второй этаж (кстати, наиболее теплый). Чтобы вместить всех учащихся (160 человек) придется ввести две смены. Половина ребят приходит из той части поселка, которая отделена от школы железной дорогой. Родители, находящиеся на работе, не смогут провожать своих чад и называют это просто опасной затеей.

Попытки что-либо исправить тщетны. Полгода назад директором стала Ольга Гусева, которая как физическое лицо уже получила штрафы за невыполнение предписаний Роспотребнадзора. Чуть не нарвалась на еще один – когда возникла идея залить пеной щели, в МЧС вовремя напомнили, что это горючий материал. А гипс и цемент не держатся, так как вся конструкция здания пошла плясать комаринского.

Конечно, эта разруха случилась не вчера. Проектно-сметная документация на строительство нового здания готовилась еще в 2010-ом, был определен земельный участок - тогда по федеральной программе можно было получить финансирование. Но, прозвучал комментарий, республика в тот момент денег не нашла. Документация устарела. Сейчас школа готовит разве что заключения по износу – он свыше 62 процентов.

Жители сыпали гостей различными аргументами, и становилось ясно, что они их повторяют в сотый раз: «У нас производство-то есть, мы думали, к нам народ станет приезжать. И рождаемость растет – через пару лет уже будет под 200 учеников, но надзорные органы не дадут им учиться, помещения на это количество детей не рассчитаны. И вот, несмотря на положительную динамику в демографии, за прошлый год 14 семей из поселка уехали исключительно из-за состояния школы».

На этом фоне посещение остальных объектов произвело совершенно другой эффект. К примеру, проблема маленького воспитанника детского сада в одном из поселков, жалующегося, что его все время кормят селедкой, как выяснилось, решается очень просто – родители договорились, что смогут приходить в заведение и дегустировать меню…

Миллионы на латание

В ОНФ сообщили, что движение приступает к новой затее – формированию так называемого Реестра опасных школ. Упомянутая карельская экзотика непременно в нем будет отражена:

- Это означает, что мы ежемесячно будет контролировать подвижки по таким школам, причем через федеральное министерство образования. Тем более, раз республиканские власти в курсе проблемы в Деревянке, - заявил Виктор Рожков. И добавил: - Решение на ближайшие два-три года, как я понимаю, отсутствует. Мы будем постоянно напоминать об этой школе.

Также он пришел к выводу, что вновь срабатывает странный фокус – люди на местах не слышат друг друга, не выстраивают диалог, а многие мелкие недочеты, по его мнению, родители и представители школьной администрации могли бы решить совместно.

Республиканского министра образования Александра Морозова живописное перечисление того, что творится в поселке, не удивило. Он глобально осветил проблему - больше 90 процентов зданий образовательных учреждений республики имеют износ в 90 процентов. И напомнил, что в Карелии строят школы: к примеру, к 1 сентября откроют новый объект в поселке Ледмозеро, а в 2019-20 годах построят две школы в Кеми и Петрозаводске. Также в листе ожидания под замену – школы в Медвежьегорске и городе Сортавала. Заодно уточнил, что в этом году впервые за 15 лет в каждый муниципалитет направлены целевые средства для первоочередного ремонта. Таким образом, хотя бы на латание зданий республика будет выделять по 50-70 миллионов рублей на исполнение того, что значится в предписаниях. В то же время, добавил глава ведомства, только для выполнения первоочередных предписаний надзорных органов по образовательным организациям, требуется 1 миллиард 200 миллионов рублей.

 

- Что касается Деревянки - несколько лет мы пытались решить вопрос через  программу комплексного развития сельских территорий, - сообщил Александр Морозов. - Два года назад программа прекратила финансирование социальных объектов. Сейчас у нас есть типовой проект школы на 186 мест, и мы прорабатываем вопрос через Резервный фонд Правительства Российской Федерации. В связи с визитом сюда в конце июня председателя правительства страны, есть некий оптимизм…

На дополнения участников рейда министр многозначительно произнес:

- Это не самая сложная школа в Республике Карелия. Есть тяжелее. И пока мы не определимся с источниками (финансирования – прим.ред.), конкретных сроков назвать не могу. Потому что до меня их уже определяли…

Глава ведомства возвращал всех к давно известным постулатам – в лесных поселках республики все строилось «хозпособом» на 10 лет. Теперь нам приходится расхлебывать те временные планы.

- Цена вопроса по этой школе - 600 миллионов рублей. При этом, если говорить о государственной программе - она замечательная, и позволяет богатым регионам положить вишенку на торт, - возмутился Морозов. - Потому что при расчете субвенции рассчитываются только укрупненные цены строительства: без сетей, благоустройства и НДС. Согласитесь, для приграничных регионов и регионов с очень сложным бюджетным обеспечением это… Зато позиция замечательная – «Не хотите – не участвуйте». И нормы и строительные правила меняются ежегодно, а заодно пожарные и санитарные нормы. Объект строится, и на глазах проект дорожает…

Далеко не все, о чем говорилось во время рейда ОНФ, можно пересказать в рамках статьи. И на минуту мелькнула спасительная змысль - не в одной Карелии все так печально. Рассказывают, в Иркутске то, а вот в Архангельске это... Правда, потом последовало разочарование: все-таки большую часть выявленных там болевых точек удалось исправить.

Впрочем, после того, как история деревянковской школы вышла на федеральный уровень, зашевелились и республиканские власти. В минувшую среду в поселке побывал глава Карелии, и озвучил следующие шаги по решению проблемы. Во-первых, школу новую строить, причем в расширенном варианте - на 300 мест минимум. А во-вторых, деньги на это просить у федерального центра.

Больше взять неоткуда.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах