Первый аэроплан «комом»
Если первый автомобиль наши горожане могли лицезреть еще в 1911 году, то с первыми летательными аппаратами они познакомились не в самой лучшей ситуации - в период Гражданской войны и интервенции стран Антанты на Русский Север. Это произошло 5 августа 1919 года, когда три гидроплана не то с французскими, не то с британскими опознавательными знаками сбросили на город 10 бомб. Три из них упали в Городском саду, четыре - между Онегзаводом и Советским мостом, где на речке была убита 12-летняя девочка, полоскавшая белье.
Уже 12 августа из Петрограда на защиту Петрозаводска прибыли пять "красных" гидросамолетов. Если судить по сохранившейся скудной информации, они базировались на Логмозере, а первый боевой вылет смогли совершить лишь спустя месяц. Возможно потому, что авиабензин в городе был в дефиците. Летом 1920 года, когда "белая" опасность миновала, авиаотряд вернулся в Питер.
Только через шесть лет, зимой 1925 года петрозаводчане увидели мирный аэроплан на лыжных шасси. Это был агитсамолет "Красная Карелия", прилетевший к нам из Ленинграда. Его торжественно встречала вся прогрессивная общественность во главе с председателем ВЦИК Карелии Александром Нуортева.
Читайте по теме: "Всекарельский староста", которого приказали забыть"
Некоторых горожан летчики даже покатали, совершив несколько кругов над карельской столицей.
На Новую Землю с посадкой на Онего
В этом же году произошло еще одно знаменательное событие, связанное с обуявшими весь мир стремлениями к дальним перелетам, в том числе, и в Арктике. Тогда норвежец Амундсен уже достиг 88 градусов северной широты, не долетев до полюса всего 136 миль. Советская Россия старалась не отставать. В 1925 году был организован дальний перелет по маршруту Ленинград - архипелаг Новая Земля, названный Северной географической экспедицией.
Газета писала: "По условиям полет этот ни чуть не легче полета в Пекин, так как лететь придется над пустыней океана при тяжелых атмосферных и климатических условиях…»
В экспедиции были задействованы два двухместных гидроплана, получивших название "Югор" - от арктического местечка Югорский Шар. На самом деле они являлись германскими "Юнкерсами-20", тайком построенными в 1922 году для ВМФ СССР. Эти самолеты, вошедшие в состав Балтфлота, представляли собой двухместные разведчики с дюралюминиевой обшивкой фюзеляжа, такими же поплавками и открытыми всем ветрам кабинами.
4 августа в 6 часов утра самолеты вылетели из Ленинграда, а к вечеру (на современном авто куда быстрее!) уже приводнились в Петрозаводске. Но, похоже, торжественная встреча покорителей Арктики не состоялась. "Едва экипажи закрепили свои гидропланы на якорях, - вспоминал начальник экспедиции Борис Чухновский, - начался неистовый шторм. Он длился четыре дня, и только вечером 8 августа удалось перелететь в Медвежьегорск. Там и заночевали, разложив спальные мешки на крыльях гидропланов, а ранним утром следующего дня при совершенно ясной погоде и почти полном безветрии взяли курс на Архангельск".
Неизвестно, должны ли были авиаторы заправиться топливом в Петрозаводске - точки со снабжением были оборудованы по всему маршруту. Но в Архангельске их, по словам Чухновского, ждали "два вагона с бензином и запчастями". Последний этап - более 800 километров - завершился 29 августа, гидропланы приводнились у радиостанции Маточкин Шар. Правда, один "Юнкерс" долетел на "честном слове и на одном крыле": последняя капля воды из протекающего радиатора иссякла во время посадки.
Остановка "Гидропорт"
Без сомнения, прилет агитсамолета "Красная Карелия" дал толчок для создания авиасообщений в республике. Но, прежде всего, они очаровали чекистов СЛОНа - Соловецкого лагеря особого назначения, первенца ГУЛАГа. Уже в 1926 году была организована воздушная линия Кемь - Соловки, которую обслуживали два гидроплана, перевозивших начальство лагеря и почту.
Гидроавиация в то время считалась перспективным видом зарождающегося ГВФ - Гражданского воздушного флота СССР. Причина проста: в стране было мало наземных аэродромов, а самолеты, оснащенные поплавками, летом могли садиться на воду. Зимой их "переобували» в лыжи, и они взлетали со льда водоемов.
13 июля 1931 года Совнарком Карельской АССР принял постановление об ускоренном строительстве гидроаэропорта в Петрозаводске.
Место для него было выбрано в створе современной улицы Московской, рядом с Соломенским шоссе (теперь наб. Варкауса). На берегу вырубили лес, построили административное здание, мастерскую, склад ГСМ, а на акватории - насыпной мол и деревянный причал для самолетов. Над всем этим хозяйством развивался на высоком шесте флюгер, именуемый "колбасой" - длинный матерчатый бело-черный конус, по которому летчик на глазок мог определять направление и даже скорость ветра.
На Соломенском шоссе оборудовали автобусную остановку с надписью "Гидропорт". Она существовала и в 70-х годах - с указанием "По требованию". Сегодня таких указателей практически не существует, а тогда это означало, что, если желающих сойти или войти не было, автобус маршрута № 4 мог и не останавливаться. Я это хорошо запомнил с юности, отстаивая по полчаса в ожидании уже переполненной "четверки"…
Использованы фото из хранилищ Национального архива РК.
Продолжение следует.