Откуда в Петрозаводске столько леса?
Петрозаводск – уникальный город. Особенным его делает не изыски архитектуры и даже не история, а тот факт, что в таком крупном населенном пункте сохранилось так много леса, считает кандидат биологических наук Александр Марковский. В начале октября Александр провел прогулку для всех желающих по лесопарку «Беличий остров» и высказал следующую мысль:
«Мы счастливые люди. У нас есть лес, при этом лес всех видов»
«Беличий остров» – это настоящий кусок тайги, оставленный архитекторами во время строительства Кукковки в 1970-80-е. Жители спального района могут после работы прийти и покормить белок, поставить вместе с ребенком кормушку для птиц и отдохнуть от суеты: стоит только свернуть с тропинки, и ты оказываешься посреди тайги.
«Беличий остров» – не единственный островок природы в Петрозаводска. Значительную часть городской территории занимают леса и лесопарки. И городской лес, и лесопарки это кусочки дикой природы, попавшие в черту города. В отличие от леса в лесопарке могут быть дорожки, фонари, места для тренажеров и другие удобства для людей.
Лесопарк не стоит путать с обычным парком, созданным искусственно. В парке все растения и деревья рассажены людьми, в лесопарке – природой. Просто сравните Беличий остров с Губернаторским садом и поймете, о какой разнице идет речь.
Сегодня площадь городских лесов Петрозаводска равна 758 гектаров. Исполняющая обязанности главы Петрозаводска Инна Колыхматова также высказывала предположения, что городским лесом можно признать и «Беличий остров» вместе с другими кусочками тайги, оставшиеся внутри или между районами города. Это значит, что реальная площадь леса в черте города может быть больше.
«Петрозаводск уникален наличием в городской среде лесных массивов естественного происхождения», – отметила врио главы города.
Об уникальности Петрозаводска с экологической точки зрения говорили и другие специалисты. Урбанист Свят Мурунов в марте 2023 года отметил, что кусочки леса внутри города – это потенциально интересный и притягательный объект.
«Зеленый островок» на Перевалке, «Лесной ключ» на Ключевой, Неглинский парк на Древлянке – все это природные сокровища, для которых статус городского леса может стать спасением от гибели.
Что угрожает петрозаводским лесопаркам?
До недавнего времени лесами и лесопарками Петрозаводска заведовала администрация. Мы задали вопрос мэрии о том, кто и на каких основаниях заботился о лесах и лесопарках, но не получили ответа.
Кто бы ни заботился о «Беличьем острове» или «Лесном ключе», он должен был помнить, что лесопарк – это в первую очередь лес. Специалисты, которые привыкли работать с искусственно созданными парками и скверами, могут не сразу понять, как правильно заботиться о лесе. Эксперт Александр Марковский считает, что в Беличьем острове, как и других лесопарках, был нарушен естественный природный конвейер гибели старых и появления новых деревьев. Лес – самовосстанавливающаяся система. Старые деревья гибнут и падают, их поедают различные грибы, насекомые. На места, где открылась почва и есть питательная среда – различный перегной – со временем вырастают новые деревья.
В лесопарках Петрозаводска этот процесс был нарушен. Люди слишком рьяно пытались навести красоту, поэтому утаскивали все мертвые деревья, ветки, вытаптывали почву, не давая молодым деревцам шанса прорасти. Хотя в нормальном лесу на 10 растущих деревьев должно приходится 3 – 5 упавших на разных стадиях разложения.
«Сейчас в Беличьем острове растет ельник всего одного поколения. Здесь всем деревьям около 80 – 100 лет. У нас тут нет ни второго поколения, ни третьего, хотя в ельниках обычно присутствуют деревья нескольких поколений», – объяснил Александр.
Деревья стареют и умирают, после каждого сильного ветра петрозаводские лесопарки оказываются завалены упавшими или накренившимися елями и березами. И беда в том, что на смену упавших деревьев не приходят новые.
«В пределах ближайших двадцати лет будет массовый вывол. Все эти 17 – 19 гектар исчезнут одномоментно», – считает Александр Марковский.
Сможет ли лесничество защищать городские леса?
В сентябре 2023 года в Петрозаводске появилось лесничество. Власти города приняли решение создать это ведомство после иска природоохранной прокуратуры.
Лесничество должно следить за тем, чтобы люди не уничтожали леса, а также за тем, чтобы в лесах не нарушились естественные циклы природы – то есть не было проблем, которые обнаружил специалист в «Беличьем острове». Цель лесничества – сделать так, чтобы лес жил, развивался и оставался частью города. При этом многие вопросы – например, создание перечня лесов – решают власти.
До настоящего момента никто целенаправленно не занимался охраной городской тайги. Площадь оставшихся с советских времен лесопарков постоянно сокращалась. Так в 2020 году со скандалом была вырублена значительная часть лесопарка «Каменный бор»: ради постройки детского сада рабочие снесли более 1000 деревьев. Судьбу Каменного бора может повторить лесопарк «Курган», в котором власти республики собрались построить биатлонный комплекс.
Если бы «Каменный бор» был признан городским лесом, его бы не вырубили ради стройки. Закон напрямую запрещает сокращать площадь городских лесов, а также строить на их месте дома и другие капитальные объекты. Сложнее ситуация обстоит с «Курганом»: по лесному кодексу в городских лесах можно прокладывать лыжные трассы.
При этом и горожане, и мэрия пытается сохранить существующие в городе лесопарки. Так, в Беличьем острове уже можно найти заросшие участки, на которых показались молодые ели. Участники субботников сажают деревья, вырубают лишние кусты, следят за тем, чтобы местные жители не вредили деревьям.
Сейчас перед лесничеством стоит задача максимально сохранить находящиеся внутри города кусочки тайги. А если некоторые лесопарки получат статус городского леса, лесничие займутся спасением Беличьего острова и им подобных территорий. В первую очередь необходимо будет провести посадки новых деревьев, устроить «котловинные рубки». Это такой тип вырубки, когда на небольших участках вырубаются старые деревья, закрывающие свет молодым деревьям. Также нужно будет продумать систему тропинок так, чтобы люди ходили только по специальным дорожкам и как можно реже ступали на лесную почву:
«Нужно делать хорошие тропинки, чтобы было неудобно ходить нигде, кроме них. Когда деревья падают, лучше их не убирать, а заваливать этими деревьями какие-то участки, и тогда есть шанс, что эти места не будут вытаптываться», – рассказал Александр Марковский.
Усилий простых горожан и специалистов будет недостаточно, если местные власти не признают ценность городской тайги и не захотят превратить лесопарки в защищенные законом леса.