МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Хореограф из Петрозаводска Саша Козин вышел за пределы маленького города

«Карельская артель» – проект для тех, кто умеет мечтать. Александр Козин – независимый танцовщик, хореограф из Петрозаводска, который успел стать своим в мире кукольного театра.

«Был период, когда я работал на обычных работах, – признался танцовщик. – Это был осознанный выбор, чтобы накопить средства, которые вкладывались в поездки, мастер-классы, связанные с творчеством, танцами».

фото Людмила Корвякова

Саша Козин увлёкся танцами ещё в детстве. В школе занимался в детском фольклорном ансамбле «Крууга». Во времена студенчества переключился на «гаражный» панк-рок и танцевальную импровизацию.

Но, даже отдав сердце современному танцу и контактной импровизации, танцовщик не отказался от «лексики народного танца». Она стала частью его танцевального стиля.

«Нельзя сказать, что теперь я занимаюсь только современным танцем, а всё, что было до, бесследно исчезло. Оно уже в тебе. И ты не можешь это достать, извлечь и забыть об этом. Это твой генетический код», – считает танцовщик.

Хореографа очень сложно застать в Петрозаводске.

фото Людмила Корвякова

«В воскресенье вернулся из Красноярска, в следующее воскресенье уезжаю в Братск. Словом, покоряю Сибирь. В Красноярске мы ставили спектакль про Илью Муромца с режиссером из Санкт-Петербурга Ольгой Петуховой. Спектакль был основан на двух былинах: об исцелении Ильи Муромца и встрече богатыря с Соловьём-разбойником. У нас получилось не фольклорное осмысление истории, а рассуждение о том, как важно осознанно распоряжаться силой – и не только физической. А в Братске будем ставить спектакль «Демон» (16+) по поэме Лермонтова. Пока не знаю, что получится»,  – рассказал хореограф и признался, что дома приходится оставлять самое главное – жену Татьяну и годовалую дочку Софию. Но при этом только постоянное движение и рост позволяют обеспечивать семью.

«Я стараюсь находить области неисследованного, чтобы новая сфера стала вызовом для меня», – объяснил Саша Козин.

Таким вызовом для хореографа и преподавателя контактной импровизации стала работа в театре.

«С кем-то из режиссёров мы поставили уже по 5 спектаклей», – сообщил танцовщик.

«Мое вхождение в театральное пространство началось в 2014 году. На базе медиа-центра «Vыход» проводилась «Международная творческая лаборатория Pro Art». В Петрозаводск приезжал театральный режиссёр Евгений Ибрагимов. Он живёт в Чехии, до недавнего времени много работал в России, сейчас переключился на Европу. Евгений рассказал нам про «Летнюю школу Союза театральных деятелей России», которая проходит в июне и длится месяц. По конкурсу набирают 80 человек со всего мира (актеры, танцоры, художники и т.д.). Это меня вдохновило, я подал заявку.

В 2015 году меня привлекли к проекту, который проходил на базе Национального театра Карелии совместно с норвежским «Самовар-театром» из Киркинеса. Это было мое первое знакомство с миром театра уже не в роли зрителя.

Летом того же года мою заявку на участие в «Летней школе СТД» одобрили. Я попал к известному театроведу и режиссёру Театра кукол из Санкт-Петербурга Анне Ивановой-Брашинской.

У меня было обычное представление о Театре кукол, как о театре для детей, где артисты все время прячутся за ширмой. Я не знал, каким может быть современный Театр кукол.

Учёба в «Летней школе СТД» стала моим посвящением в мир российского театра.

Уже через 3 года в Карелии с белорусским режиссёром Александром Янушкевичем мы поставили спектакль «Сад» (18+). Для постановки нужен был хореограф, который занимается современным танцем.

Практика современного танца и контактной импровизации очень близка современному Театру кукол, артиста не закрывает ширма, ему приходится развивать свою телесность, часто сцены в спектакле решаются исключительно засчет пластики», – пояснил Саша Козин.

фото Людмила Корвякова

«Конечно же, в театре есть своя специфика. У каждого режиссёра свой подход к работе над спектаклем. У кого-то есть целостная картина будущей работы, а я, в свою очередь, помогаю реализовать идеи через визуальные образы. Иногда этот процесс чисто лабораторный. Идём от телесной практики, напрямую не связанной со спектаклем, параллельно разбираем текст, ищем образы, рождается что-то новое.

Важно при этом избежать застроенности, которая будет оставлять у зрителя чувство искусственности.

Мы ставили спектакль в Ханты-Мансийске с режиссёром Анатолием Гущиным. Там есть сцена, где героиня попадает в болото. А родилась она из упражнения, где нужно было пробовать отдавать вес лежащему на полу партнеру. Затем я попросил всех ребят, кроме одной актрисы, лечь хаотично по всему пространству сцены. Она стала перемещаться, ступая по телам своих коллег. И тут же возникла новая идея - закрыть их шинелями. И вот актриса уже не просто играет «болото», а проживает эту сцену, потому что есть реальный риск наступить на чью-то голову», – поделился хореограф. – В последнее время мало работаю с танцорами. Но внутренний запрос есть. Чтобы восполнить этот пробел, периодически езжу в Архангельск к друзьям из труппы современного танца «M'Art». Они сотрудничают в том числе с Архангельским театром драмы, играют свои спектакли на их площадке».

Саша Козин пояснил, что в Петрозаводске нет трупп современного танца – ни профессиональных, ни любительских. И исполнителей современного танца для театральных постановок или выступлений в музейных пространствах не привлекают, но это не повод всё бросить и остановиться в развитии.

«Мы порой говорим, что в Петрозаводске или в другом каком-то маленьком городе ничего не происходит. Возникает негативная эмоция, хочется опустить руки. Но, на самом деле, границы только в нашей голове. Если нужно, можно пригласить хореографов из других городов и стран, создать здесь интересные проекты», – уверен танцовщик.

Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах