В Совете Федерации продолжают вести борьбу с сахаросодержащими напитками и бутилированной питьевой водой из-под крана.
С 1 января 2025 года акциз на сладкие напитки составит 10 рублей на 1 литр вместо 7-ми рублей. В это же время квасы с содержанием этилового спирта до 1,1 процента будут исключены из перечня напитков, которые не признаются сахаросодержащими. Таким образом, на них также будут распространяться действующие нормы по ставке акцизов.
Данные поправки в законопроект были внесены профильным комитетом Совета Федерации и вошли в итоговый документ, который был принят в конце октября. Но, по словам сенатора от Карелии Игоря Зубарева, парламентарии продолжат работать над совершенствованием законодательства, касающегося напитков с высоким содержанием сахара. Как выяснялось на последнем заседании комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, перед принятием закона из текста документа исключили важный пункт: считать сахаросодержащими напитки с 2 граммами сахара на 100 мл, а не с 5 граммами, которые берутся в расчет сейчас.
«Мы должны стремиться к уменьшению потребления населением сахаросодержащих напитков, которые никому не прибавляют здоровья. Но, как справедливо отметил председатель профильного комитета Совфеда Александр Двойных, есть ощущения, что сегодня не все работают в интересах отечественных предприятий и здоровья наших граждан. На полках магазинов по-прежнему в изобилии представлена продукция транснациональных компаний, которые уходили из России, но не ушли. Они производят напитки с высоким содержанием сахара в соседних дружественных странах и часто чувствуют себя на нашем рынке лучше, чем порядочные отечественные производители. Поэтому борьба со сладкой газировкой продолжится», — уверен Игорь Зубарев.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин напомнил коллегам еще об одной проблеме производителей сахаросодержащих напитков. Вода для этой продукции, как правило, берется из коммунальной системы и проходит процесс очистки. Ее остатки, учитывая, что производительность очистки выше, чем производительность розлива этих сладких напитков, продают, упаковывая в бутылки. Так в магазинах появляется бутилированная питьевая вода.
«К сожалению, технический регламент, принятый в 2017 году, позволяет производить такую питьевую воду. Если она питьевая, считаете, что она взята из коммунальной системы и обработана. Но есть разница. В коммунальной системе 30 рублей стоит одна тонна, а у производителей за эту цену продают одну маленькую бутылку. Конечно, выгоднее из коммунальной системы взять, чем из-под земли вычерпывать. Но бывают случаи, когда воду берут не просто из коммунальной системы, а из реки. Например, из реки Дон, ниже на пару километров от Ростова-на-Дону, в месте, где нет никаких очистных сооружений.
Сегодня задача нашего комитета до конца это дело довести. Мы должны пить свою натуральную воду и свои напитки со слабым содержанием сахара», — считает Сергей Митин.