С какой же целью бизнесмен приезжал в карельский город бумажников? Журналисту «МК» удалось выяснить некоторые подробности его визита.
Тайная встреча
Но вначале напомним хотя бы отдельные моменты из жизни самого Джабраилова. Выпускник экономического факультета МГИМО, первоначальный капитал Джабраилов, как пишут в Сети, заработал на так называемых чеченских авизо. После этого в Москве он занимался гостиничным, рекламным, а также бензозаправочным и банковским бизнесом. В то время некоторые СМИ обвиняли Джабраилова в том, что на вырученные от бизнеса деньги он поставлял оружие чеченским боевикам.
В 2000 году он, очевидно, для саморекламы, даже баллотировался на пост президента России, однако в итоге занял на выборах последнее одиннадцатое место с 0,08 процента голосов.
В 2004 году Джабраилов был назначен представителем Чеченской республики в Совете Федерации, где стал заместителем председателя комитета по международным делам. Спустя три года его полномочия продлили до 2011 года, однако двумя годами раньше Джабраилов был досрочно лишен полномочий сенатора. С его именем связывали покушения на жизнь бывшего вице-мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе и ряд других громких заказных убийств.
Не случайно появление такого скандально известного человека в нашей маленькой Сегеже вызвало недоумение у тех, кто узнал об этом визите. По имеющейся информации, Джабраилов встретился с директором ЦБК Александром Митрофановым, осмотрел комбинат, познакомился с работой фирмы «Сегежская упаковка», которая размещается на территории предприятия и, как и сам ЦБК, входит в состав владеющего ими холдинга «Инвестлеспром». Последний, в свою очередь, напомним, принадлежит банку ВТБ.
О чем именно разговаривал Джабраилов с Митрофановым, нам узнать не удалось, поскольку их встреча, по словам работников комбината, носила конфиденциальный характер.
Кроме того, чеченский гость наведался на Сегежский ЛДК (лесопильно-деревообрабатывающий комбинат), изготавливающий пиломатериалы на экспорт. А также, по некоторым сведениям, заглянул на делянки аналогично принадлежащих «Инвестлеспрому» Муезерского и Ледмозерского леспромхозов. Именно на их территории имеется, пожалуй, лучший в республике лес, ежегодная квота на вырубку которого для нужд Сегежского ЦБК (в рамках договора аренды) составляет почти миллион кубометров. Покупка холдингом «Инвестлеспром» названных леспромхозов со столь богатой лесосекой, по мнению специалистов, гораздо ценнее, нежели самого комбината, требующего больших средств для реконструкции с последующим развитием.
Неужели господин Джабраилов в самом деле положил глаз на комбинат с леспромхозами? Ведь не случайно в этой поездке его повсюду сопровождал отнюдь не рядовой, пусть и бывший, работник «Инвестлеспрома» Сергей Помелов, занимавшийся в нем инвестициями в лесопромышленный комплекс.
С другой стороны, муссируется информация, что Джабраилов мог просто приезжать в Сегежу за прочными бумажными мешками, изготавливаемыми упомянутой выше фирмой «Сегежская упаковка». Мешки ему якобы требуются для расфасовки в Чечне цемента, производство которого здесь сейчас очень развито, прежде всего из-за роста темпов строительства.
Нужен ли Карелии «Белый медведь»?
Но чем тогда объяснить посещение Джабраиловым и Помеловым лесных делянок? И как быть с появившейся 23 октября в электронных СМИ информацией, что АФК «Система», стоимость активов которой превышает 2 млрд. долларов, «закроет сделку по покупке «Инвестлеспрома» уже в январе-феврале следующего года»? Об этом сообщил журналистам владелец АФК Владимир Евтушенков, ранее заявлявший, что корпорация может заплатить за эту сделку более 500 миллионов долларов.
В такую информацию хочется верить, тем более что в состав «Инвестлеспрома» входит более 60 предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, включая наш Сегежский ЦБК. Однако разговоры об этой сделке ведутся достаточно давно, а ее завершение по каким-то причинам продолжает откладываться. Правда, по имеющейся у нас информации, недавно глава Карелии Александр Худилайнен встречался с Владимиром Евтушенковым в Москве, где речь шла именно о необходимости закрытия сделки. После этого, считают работники ЦБК, появится надежда на его возрождение и строительство в Сегеже нового завода по производству беленой целлюлозы примерной стоимостью почти миллиард евро. Этот проект под условным названием «Белый медведь» «Инвестлеспромом» задумывался еще несколько лет назад, и за это время Карелию опередила Вологда, где уже строится аналогичное предприятие. И потому оправдает ли себя «Белый медведь» в нашей республике, если этот проект все-таки осуществится, большой вопрос.
Предупрежден – значит, вооружен
Прокомментировать происходящее мы попросили министра экономического развития республики Валентина Чмиля. Прежде всего, естественно, поинтересовались, зачем все-таки приезжал в Сегежу Умар Джабраилов.
– Честно признаюсь, я впервые об этом слышу, – ответил министр. – С нами он не встречался, никаких разговоров не вел.
– И вы действительно ничего не знаете о посещении Джабраиловым делянок? Он там все-таки был?
– Понятия не имею, кто по лесам ездит, а с ними собаки и люди с автоматами. Наверное, некоторые предпочитают так отдыхать.
– Как министр экономического развития, можете ли хотя бы предположить, о чем Джабраилов мог разговаривать с директором ЦБК?
– Мы не являемся собственниками комбината, и потому его директор не обязан нас об этом информировать. Может, Джабраилов приезжал в Сегежу, действительно, чтобы купить вагон мешков.
– Вы шутите? С этой целью такой человек, скорее всего, прислал бы сюда кого-нибудь из своих рядовых работников.
– Может быть, но, повторяю, о его поездке я ничего не знаю.
В этом же разговоре министр подтвердил, что АФК «Система» действительно покупает «Инвестлеспром» и что Александр Худилайнен встречался с Владимиром Евтушенковым. Подтвердил он и намерение вероятного нового хозяина построить завод по производству беленой целлюлозы.
В данной связи крайне любопытна информация, озвученная журналисту «МК» одним из известных в Карелии людей. По его данным, Джабраилов приезжал в Карелию по просьбе руководства АФК «Система». Чтобы «предупредить» крупного питерского бизнесмена, «лесные» аппетиты которого в Карелии продолжают возрастать. А бумажные мешки, похоже, – официальное «прикрытие» окутанного тайной появления Джабраилова в нашей республике.