Ольга Рыбалова: «Этот беспредел бесконечно длиться не может»

По мнению известного карельского адвоката, скоро жители республики, безуспешно защищающие в судах свое честное имя, могут начать бороться с полицией и следкомом

На днях «костомукшский поджигатель» выставил свою квартиру на продажу. Эдуард Ганеев готов покинуть город горняков и республику, где, по мнению правозащитников, против него и его семьи развязана настоящая травля со стороны полицейских. 

По мнению известного карельского адвоката, скоро жители республики, безуспешно защищающие в судах свое честное имя, могут начать бороться с полицией и следкомом

«Если бы была проведена хоть одна реальная и непредвзятая проверка по обращениям Ганеевых в прокуратуру Карелии, генпрокуратуру, МВД республики и другие инстанции, то травля этой семьи бы прекратилась, – считает адвокат, председатель КРОО защиты прав граждан «Согласие» Ольга Рыбалова. – А так, все наши заявления возвращаются в Костомукшу. Следовали уже смеются: «Пишите сколько хотите, все равно отвечать на все ваши жалобы будем мы. Это замкнутый круг. Мы ничего не можем сделать с полицейским произволом. И такая ситуация стала нормой для Карелии. Сегодня никто из нас не защищен. Мы все пребываем в состоянии беззакония и беспредела».

Почему опытный адвокат и правозащитник Ольга Рыбалова не надеется на обращения к руководству правоохранительных органов и не верит в защиту в суде? Чего не стесняются сегодня делать в следственном комитете? И что может заставить жителей Карелии начать бороться с теми, кто должен защищать законопослушных граждан от настоящих преступников? Об этом корреспонденту «МК в Карелии» откровенно рассказала председатель КРОО защиты прав граждан «Согласие» Ольгой Рыбаловой.

Жаловаться бесполезно

- Ольга Петровна, ваша организация и вы лично, как адвокат, только за последний год подготовили массу обращений и к президенту РФ, и к руководству генпрокуратуры, МВД. Вы просили проверить, например, деятельность директора музей «Кижи» Андрея Нелидова. Неужели ни один из ответов высокопоставленных чиновников вас не удовлетворил?

- К сожалению, на каждое обращение сегодня нам отвечают: «В соответствии с инструкцией направляем ваше заявление…». Видимо, наши письма даже не читают высокопоставленные чиновники, сразу возвращают их обратно в Карелию – в республиканские прокуратуру, МВД. В Москве даже разобраться не хотят, о чем наша жалоба. Хотя мы все обосновываем. Мы, действительно, просили проверить деятельность Андрея Нелидова, занявшего пост директора музея-заповедника в январе прошлого года. Но получили в ответ одни отписки, в которых нам зачем-то рассказывают, какую ценность для республики представляют Кижи и какие заслуги перед Карелией имеет доктор экономических наук Нелидов. Так что жаловаться бесполезно. Такая же участь ждет все обращения и от обычных граждан, которые пытаются сегодня защищаться в судах.

- Вы имеете в виду костомукшанина Эдуарда Ганеева, которого обвиняют в поджоге полицейских автомобилей? Но недавно прокурор республики Карен Габриелян, отвечая на вопрос журналистов о видеообращении супруги «костомукшского поджигателя» к президенту, заявил, что если Ганеева напишет в его ведомство, то они будут разбираться. Так, может, и правда не президенту следует писать, а на месте решать проблемы?

- Олеся Ганеева написала Габриэляну. И что толку?! Ее обращение возвращено в Костомукшу. Она написала письмо министру внутренних дел республики с просьбой принять меры, чтобы ее семью оставили в покое. Это заявление также было направлено в Костомукшу. У нас в республики правоохранительные органы не обращают внимания на проблемы граждан. И это касается не только Ганеева, но и многих других жителей Карелии, дела которых рассматриваются в наших судах. Например, один из моих подзащитных, адвокат Александр Благодаров, обвиняемый в организации ограбления ювелирного магазина, написал более 200 жалоб в разные инстанции. Результат нулевой. Прокурор Петрозаводска Елена Аскерова, которой была направлена жалоба по делу Благодарова на 24 листах, видимо, ее даже не прочитала. Никто ни в чем здесь разбираться не будет. Это раньше любой адвокат мог подойти, например, к прокурору республики Владимиру Панасенко и обсудить какие-то рабочие вопросы. Сегодня это сделать нереально – все двери надзорных органов закрыты для конструктивного диалога.

Невиновных людей не бывает?

- Но какие-то ответы сотрудники прокуратуры вам все-таки должны давать. Хотя бы для отчета, в соответствии с российским законодательством.

- На мою жалобу от прокурора Костомукши пришел смехотворный ответ. Дело в том, что мне не давали сфотографировать материалы дела Ганеева. Хотя есть 217 статья, согласно которой защитнику и обвиняемому можно сделать фото материалов уголовного дела после окончания предварительного расследования. Прокурор Костомукши написал: «Право фотографирования не предусмотрено». О чем можно дальше говорить? Это либо не компетентность руководителя надзорного органа города, либо откровенное издевательство и прямое нарушение прав граждан. Не думаю, что прокурор не знает о 217 статье. Просто безнаказанность порождает безответственность. Люди в погонах не стесняются писать «липу». Они уверены, что им за их «ошибки» ничего не будет. Они могут продолжать и дальше издеваться над Ганеевым, который посмел пойти против них. Например, недавно вернувшись из отпуска Эдуард обнаружил, что из его шкафчика в бытовке на ООО «Карельском окатыше», где он работает помощником машиниста, украли рабочую одежду. Поскольку попасть на территорию предприятия простой гражданин не мог, а коллеги Эдуарда вряд ли бы позарились на его «робу», мы уверены, что это не случайность. Я не исключаю, что при той войне, которая организована полицией Костомукши против Ганеева, эти вещи будут использованы «по назначению»: человек, похожий на Ганеева, украдет что-нибудь, и это вменят в вину Эдуарду. Краденые вещи Ганееву уже подкидывались, в гараж его знакомого, не легализовав оперативно-следственные мероприятия, залезали. А недавно моего подзащитного обвинили в хищении сварочного аппарата с предприятия. Я заявила, что напишу ходатайство о проведении портретной экспертизы, а мне ответили, что экспертизу проводить не будут. Как они собираются доказать, что это Ганеев изображен на видео? Но, видимо, им это не надо. Их цель – запугать, затравить… Это полный беспредел. Скоро во всех преступлениях Костомукши будет виноват Ганеев.

- А что, на следователей, которые, на ваш взгляд, допускают нарушения, управы нет?

- Увы, наказать нерадивых сотрудников Следственного комитета сегодня невозможно. Дело Благодарова тому пример. Мы еле-еле добились того, чтобы следователь вернул моему подзащитному 500 тысяч рублей, которые он изъял при обыске. Несколько месяцев эти деньги были неизвестно где. Мы требовали представить нам протоколы обыска, бесполезно. В семи томах дела этих документов не было. Кому я только не жаловалась – руководителю следственного отдела по Петрозаводску Виктору Рассыпнову, главе Карельского управления Следкома Юрию Бабойдо и его заму Владимиру Игнатенкову. И вдруг совершенно случайно услышала, что у дела Благодарова есть восьмой том. Он появился неожиданно и в нем оказались разыскиваемые протоколы обыска. Затем мы стали искать еще ряд документов и нам сказали, что есть еще и девятый том. Но это грубейшее нарушение. Дело передано в суд, нам обязаны были предоставить все материалы в полном объеме, а во время процесса все появляются и появляются новые тома. Мы писали жалобы, но никакой ответственности за это следователь не понес. Никто в Следкоме не обращает внимания и на то, что исчезают вещественные доказательства. Например, пропали ключи, которыми охранник собирался открыть дверь ювелирного магазина. Согласно экспертизе они не проворачивали замок ни в одну, ни в другую сторону. Что это были за ключи, что они на самом деле открывали, теперь мы никогда не узнаем. Их в деле Благодарова нет. Не умеют наши следователи расследовать преступления или не хотят этого делать?!

- Но если дело сшито белыми нитками, разве в суде это невозможно доказать?

- Какое бы дело ни было, на оправдательный приговор сегодня надеяться не приходится. Некоторые судьи говорят, что даже если они вынесут оправдательный приговор, то Верховный суд его отменит. Посмотрите на статистику. В прошлом году в Карелии было рассмотрено три тысячи уголовных дел и только три оправдательных приговора, один из которых отменен Верховным судом. На сегодняшний день можно констатировать, что судьи просто получают свое жалованье и даже не задумываются, какое решение выносить. В республике столько дел, где следователями откровенно нарушены все нормы уголовно-процессуального кодекса, но никому это неинтересно. Как одна судья в отставке говорила: «Если дело в суд пришло, значит, виновен».

- Да, Глеб Жеглов тоже сказал: «Невиновных людей не бывает». У адвокатов после такой безрадостной статистики руки не опускаются?

- Если бы хоть кто-то из вышестоящих федеральных структур по нашим обращениям приехал и разобрался, то все увидели бы, что тут творится. Но Москве сейчас этого не надо. Жалобы возвращают обратно. А те, на кого жалуются, узнают, что такое заявление есть и все почистят, подделают, приведут в соответствие. Мы, действительно, не защищены. Но этот беспредел бесконечно длиться не может. Терпение людей не безгранично. То, что сегодня творят в Следственном комитете, даже на примерах Ганеева и Благодарова, может привести людей или к отчаянию, или к каким-то другим последствиям. У руководства правоохранительных органов еще есть время одуматься, не доводя дело до противостояния. Пора бы им начать работать не против населения, за счет налогов которого существуют полиция, прокуратура, суды, а защищать права граждан от преступного мира, в том числе от коррупционеров и оборотней в погонах. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру