Трудности перехода

Малый и средний бизнес Крыма глазами карельского бизнесмена

 Немного есть сегодня людей, равнодушных к событиям, происходящим в Крыму и в Украине. Однако противоречивая информация, которой пичкают нас газеты, интернет, TV, далеко не всегда дает реальную, а не искаженную картинку с мест. Но Крым, ставший уже российским, посещают не только официальные лица (напомним, официальная карельская делегация во главе с Александром Худилайненом уже там побывала), но и обычные жители Карелии, как с частными, так и с деловыми визитами.

 

Малый и средний бизнес Крыма глазами карельского бизнесмена

Одним из них стал Андрей Фицев, побывавший в гостях у нашего земляка Александра Мешкова, проживающего ныне в Севастополе. Фицев – предприниматель, а в качестве общественной нагрузки он – руководитель карельского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». Своими впечатлениями об этой поездке он делится с читателями «МК в Карелии».

Приятные моменты

– Андрей, что подвигло вас к путешествию на Крымский полуостров?

– В первую очередь, желание увидеть происходящее там своими глазами, а не через объектив телекамер. К тому же хотелось повидаться со своим давним приятелем Александром Мешковым, а также прозондировать почву на предмет сотрудничества представителей малого и среднего бизнеса Карелии и Крыма.

– Что бы вы отметили как самое приятное и самое неприятное событие в своем крымском вояже?

– Приятным было то, что крымчане искренне радуются присоединению к России. Конечно, трудностей еще много, но они стремятся их преодолевать, и это не может не радовать. А самое неприятное… Пожалуй, то, что в чемодане разбилась бутылка «Карельского бальзама», которую я вез в подарок. Представляете, что стало с моими рубашками? А других каких-то неприятных моментов в этой поездке не припомню.

Удар по счетам

– Вы упомянули о трудностях. Что вы имели в виду?

– Например, то, что в Крыму сворачивают свою деятельность украинские «сетевики»: закрываются сетевые магазины. Нарушены долголетние партнерские отношения с предпринимателями Украины. Прекратили свою деятельность и некоторые украинские банки. Одно то, что на полуострове приостановил свою деятельность «ПриватБанк» – а это крупнейший на Украине банк, кредитующий малый и средний бизнес, – вызвало немалый переполох в предпринимательской среде. Невозможно заплатить взносы по кредитам, а банк шлет sms, грозит штрафами. Заморожены счета, а значит, нет возможности вести текущую деятельность.

Конечно, ведутся переговоры, и вроде бы «ПриватБанк» намерен возобновить обслуживание своих крымских клиентов. Но для этого ему нужно пройти процедуру регистрации дочернего банка в Крыму. А это время и, как следствие, потери для бизнеса. Ведь верность фразы «время – деньги» никто не оспорил. И она сейчас очень актуальна для Крыма. Я бы назвал это положение очень серьезным, если не катастрофическим для малого бизнеса.

– Если уходят «сетевики» – значит, с повседневными товарами в Крыму есть проблемы?

– Я таких проблем не заметил, никакого покупательского ажиотажа нет. В принципе, в магазинах есть все, и цены примерно такие же, как у нас. Но некоторые цены выросли: сахарный песок, к примеру, стоит более 50 рублей за килограмм, литр бензина – 56 рублей. Но эти цены должны снизиться, когда начнется полноформатное сотрудничество с Россией.

Взаимный интерес

– Чем расплачивались – гривнами или рублями?

– Гривнами, так в пересчете курсов получается дешевле. Но чтобы получить их с банковской карты, пришлось выстоять очередь примерно человек в тридцать. Это немного. Чтобы получить рубли с карты, нужно занять место в очереди из сотен человек. Я, например, однажды был 341-м.

– Чем интересен Крым нашим карельским предпринимателям?

– Думаю, найдется немало точек соприкосновения, когда там все будет отлажено. А навскидку можно назвать поставки в Крым пиломатериалов и камня. Об этом, кстати, говорил и Александр Худилайнен. Но бизнесу Крыма нужно сейчас помочь выйти из полулегального положения.

Помните, у нас в девяностые годы почти все расчеты производились наличностью? То есть, бизнес работал «вчерную». Вот в таком положении предпринимательство сейчас в Крыму. А еще коррупция. У нас она тоже есть, но не в таких масштабах. Малый бизнес Крыма, как мне говорили предприниматели, был просто замордован многочисленными проверками и проверяющими, которые брали мзду. Вот от этого наследия и предстоит сейчас избавляться крымчанам, переходить в российское правовое поле. Кстати, они сейчас испытывают сложности и с этим – не хватает законов и кодексов на бумажных носителях. Думаю попробовать организовать карельских предпринимателей на помощь в этом отношении своим коллегам из Крыма. Поверьте, это будет реальная помощь, а не демонстрация ее!

Многие эти проблемы, кстати, мы обсуждали в Симферополе на пресс-конференции, в работе которой я принял участие. Ее проводило Краснодарское отделение «Опоры России» под руководством Даниэля Башмакова. На ней были найдены конкретные пути решения некоторых проблем малого бизнеса в Крыму.

«Нет никаких «вас»

– Как вы думаете, есть ли в тех проблемах, о которых вы говорите (банки, уход «сетевиков», нарушение партнерских связей), элементы политики? Или это чисто экономические трудности переходного периода?

– Конечно, есть политика! Но лишь в среде украинского бизнеса. Предприни­матели Крыма и Севастополя настроены так: политика пусть останется политикам, а мы будем заниматься бизнесом. И они активно налаживают новые партнерские отношения с Россией… Нет, неправильно сказал, и в Севастополе меня непременно бы поправили, как поправляли не раз. Они налаживают отношения не с Россией, они находят партнеров внутри СВОЕЙ страны. Мне говорили: не надо говорить «у вас», это все «у нас», ведь мы теперь живем в одной стране.

– Некоторые интернет-ресурсы пестрят терминами: аннексия, насильственный захват, оккупанты и т.д. Какие-нибудь признаки оккупации заметны на улицах крымских городов?

– Я был в двух больших городах – Севастополе и Симферополе, ну и еще в разных местах. Никаких «оккупантов» я не заметил. Да, например, вход в правительственное здание в Симферополе охраняют стражи порядка с резиновыми палками, рациями и т.д. Но без пулеметов и автоматов. Однако меня пропустили внутрь беспрепятственно всего лишь по удостоверению депутата Рыборецкого сельского поселения Прионежского района.

Или другой пример: нам нужно было выйти из троллейбуса на определенной остановке. А поскольку Симферополь знаем не очень, спросили у пассажиров, когда нам выходить. Несколько человек очень доброжелательно все пояснили и даже предупредили перед остановкой – мол, вам сейчас выходить, не пропустите. Вот такая «оккупация» сейчас в Крыму и Севастополе.

Что еще заметно и бросается в глаза – это чистота на севастопольских улицах. Нам есть чему поучиться у севастопольцев в этом отношении. К примеру, раздельный сбор мусора – бумага сюда, пластик туда – уже давно у них стал обычным явлением. А петрозаводчане к этому только начинают привыкать, делают первые шаги.

В жестком режиме

– Как думаете, долго будет длиться период адаптации Крыма и Севастополя к российским реалиям?

– Насколько я знаю, переходный период определен до 1 января 2015 года. За это время должны быть урегулированы все вопросы интеграции полуострова в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России. И знаете – я думаю, все получится. Простой пример. Я должен был встретиться с депутатом севастопольского горсовета. Встретились через три дня, раньше он никак не мог, потому что с девяти утра и до девяти вечера работает в совете, принимая нужные решения, связанные как раз с адаптацией законодательства к нынешним реалиям. В таком же жестком режиме работает российское агентство стратегических инициатив. Про других говорить не буду, не знаю, но могу предположить, что они тоже работают с полной отдачей. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру