Те, кто был против назначения экс-главы республики руководителем музея-заповедника и участвовал в акциях протеста, пристально следят за работой Нелидова и, что не удивительно, подозревают его в нарушениях. Не так давно председатель Карельской региональной общественной организации защиты прав граждан «Согласие» Ольга Рыбалова направила обращение на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки. По ее словам, в «Согласие» продолжают поступать жалобы от граждан, которые связаны с ситуацией в музее. Она просит генпрокурора провести проверку действий нового руководителя «Кижей». Так в чем же сегодня подозревают Андрея Нелидова?
Все начинается с ремонта
Как утверждают общественники, в музее с 1 июня 2013 года изменена структура и штатное расписание, в результате чего на ряде ответственных должностей стали работать люди, не знакомые с музейной спецификой, но которые сопровождали Нелидова во время работы главой республики – его люди. В штате появились два «советника», далекие от музейного дела. И сотрудники музея-заповедника до сих пор не знают, чем занимаются новые работники. «В то же время был сокращен ряд должностей или понижены в должностях профессиональные сотрудники, – пишет Ольга Рыбалова. – Необходимо установить, не явилась ли смена структуры способом избавиться от определенных сотрудников, не стало ли это формой мести за выражение своей позиции?».
Беспокоит членов общественной организации, на какие средства и с какой целью в настоящее время идет масштабный ремонт в Доме специалистов на острове Гоголев, который является государственной собственностью и предназначен для размещения ученых, реставраторов, духовенства и других официальных гостей. «По поступающей информации, сегодня Дом специалистов готовится под апартаменты для проживания семьи Нелидова, закупается дорогая бытовая техника (две посудомоечные машины, холодильник стоимостью около 70 тыс. рублей и др.), два дорогих сервиза, – отмечено в обращении к генпрокурору. – Вместе с тем директором была удалена смотритель Дома специалистов, которая отвечает за материальные ценности. Мотив: она приходит рано утром и мешает спать. Скромный дом бывшего директора музея сегодня пустует».
Общественники надеются, что прокуратура выяснит также, на какие средства производится ремонт кабинета директора на острове «Кижи» с расширением его площади за счет сокращения площади кабинета научных сотрудников. В «Согласии» рассчитывают узнать, с какой целью музеем объявлен конкурс на закупку биотуалетов на сумму более 4,5 миллиона рублей. «Просим также проверить информацию о якобы готовящемся «откате» за приобретение и установку этих туалетов через некоего бизнесмена, – пишут генпрокурору правозащитники. – Следует заметить, что конкурс на закупку туалетов музеем заявлен раньше, чем конкурс на проведение реставрационных работ (в общей сумме на 8,5 млн. рублей) на главном памятнике острова, объекте мировой культуры – Преображенской церкви. Это опоздание стало причиной срыва сроков реставрационных работ, которые должны были начаться в мае, а по причине непрофессионализма руководства музея продолжатся только в августе».
В поле зрения общественников попали также лошади и знаменитый дебаркадер экс-главы республики. Им интересно, на какие средства в музей закупаются ездовые лошади и ведется сооружение конюшни. Они рассчитывают выяснить, по какому праву Андрей Витальевич перегнал свой «дом на воде» в особо охраняемую зону музея-заповедника, к острову Гоголев. «Будучи главой республики, он уже делал попытку пришвартовать свой дебаркадер в водоохранной зоне Кижей около деревни Мальково, но был со скандалом изгнан оттуда местным населением», – пишет председатель «Согласия».
В конце своего обращения в надзорное ведомство правозащитники просят генпрокурора дать правовую оценку самому факту назначения Нелидова на должность директора, поскольку по существующим правилам на этот пост может претендовать гражданин, имеющий опыт музейной работы не менее пяти лет.
И никаких «откатов»?
Некоторые специалисты музея-заповедника прокомментировали заявление Ольги Рыбаловой. По их мнению, руководитель общественной организации либо заблуждается сама, либо намеренно вводит в заблуждение других. Так, по словам начальника общего отдела Анны Караваевой, изменение штатного расписания в музее проводилось по итогам проверки Министерства культуры России. «Главным образом, замечания касались руководящих должностей, – утверждает Караваева. – В частности, официальным письмом министерства музею было поставлено на вид, что из девяти заместителей директора один организует работу двух человек, другой – трех человек, еще у двух заместителей в подчинении – 11 и 13 человек соответственно. При этом те заместители, у кого под началом было всего 2-3 работника, получали ощутимо большую зарплату, чем заместители, отвечавшие за деятельность десятка структурных подразделений и многих десятков специалистов. Более того, начальникам структурных подразделений надбавки за высокие результаты труда устанавливались на год вперед, что является явным нонсенсом. Как можно премировать за успехи авансом?».
При Нелидове недочеты были исправлены. Специальная комиссия, состоящая из работников «Кижей», разработала новую организационную структуру музея. В итоге были сокращены четыре ставки заместителей директора, причем всем сотрудникам, их занимавшим, были предложены другие должности. И сегодня у Андрея Нелидова в подчинении всего семь замов и три советника. Так что сокращение аппарата выглядит довольно скромным. Правда, в музее сокращены еще 11 должностей, по словам Караваевой, с избыточными или дублирующими функциями. Есть ли среди этих людей пострадавшие за свою позицию при назначении нового руководителя? Возможно, на этот вопрос найдет ответ прокуратура.
Что касается расходования «Кижами» бюджетных средств, то, по мнению заместителя директора по экономике Валентины Соколовой, все осуществляется в пределах субсидий, утвержденных музею Министерством культуры России. По словам зама руководителя музея-заповедника по оперативному управлению территории о.Кижи, содержанию помещений и транспортного обеспечения Виктора Тихонова, Дом специалистов, о судьбе которого беспокоится Ольга Рыбалова, давно нуждался в ремонте и после его окончания снова будет выполнять прежние функции гостевого помещения для ученых, реставраторов и других официальных гостей музея. Как и раньше, никто из сотрудников или членов их семей там жить не станет. «Дебаркадер Андрея Нелидова является плавсредством и пришвартован у острова Гоголев на законных основаниях, – утверждает Тихонов. – Директор намерен жить здесь во время работы на острове, что позволит высвободить служебные помещения, нехватка которых на острове всегда ощущалась очень остро».
Вопрос лошадей в собственности музея для сотрудников «Кижей» – не вопрос. «Катание на лошадях – это новая услуга для туристов, которую предоставляет партнер музея – Конно-спортивный центр Петрозаводска», – сказала Ольга Титова, руководитель Центра разработки, реализации и продвижения музейных проектов. А вот биотуалеты для музея-заповедника – больная тема. По мнению специалистов, туалетов на острове не хватает. При этом не только их количество, но и их качество пока оставляет желать лучшего. Многие построены больше 20 лет назад. «Относительно закупки туалетов и «отката», могу сказать, что подготовкой технического задания на туалеты занимался я лично, и в задании четко сформулированы параметры туалетов, которые необходимы музею для замены старых деревянных, – сообщил Юрий Протасов, главный специалист службы сохранения культурного и природного наследия, председатель профсоюзной организации музея-заповедника «Кижи». – С «откатами» в условиях музея проблематично – участвует много сотрудников, все открыто и широко известно».
В музее считают, что о судьбе Преображенской церкви сегодня беспокоиться не стоит. По информации службы подготовки и обеспечения реставрационных работ, пока реконструкция памятника идет за счет финансирования и гарантийных обязательств прошлого года. Два конкурса на нынешний год уже объявлены, их результаты будут известны 5 и 8 июля. «На остальной объем финансирования пока нет официального подтверждения от Министерства культуры России, но нас заверили, что в ближайшее время подтверждение будет, и мы сможем объявить еще три конкурса, – говорят в музее. – Конечно, запаздывание по срокам есть, но срыва работ не произойдет. К сожалению, подобный опыт у нас есть. Например, в 2010 году к работам по реставрации Преображенской церкви из-за задержек с открытием финансирования мы смогли приступить лишь в августе».
Удовлетворят ли ответы, данные сотрудниками музея-заповедника, членов общественной организации «Согласие» и прокуратуру, которая обязана провести проверку по обращению Рыбаловой, покажет время. Но правозащитники обещают продолжать внимательно следить за ситуацией в «Кижах». Покоя нынешнему директору музея не видать.