«Империя» под ударом

Василий Попов обвиняет «силовиков» в давлении на карельское «Яблоко»

Четыре уголовных дела, возбужденных в отношении людей из окружения известного карельского бизнесмена и политика Василия Попова, ни имеют судебной перспективы – такой вывод можно сделать из пресс-конференции главного «яблочника» республики. 

Василий Попов обвиняет «силовиков» в давлении на карельское «Яблоко»

Дела минувших дней

Напомню, что первое дело появилось в сентябре прошлого года, оно коснулось главы Прионежской администрации Светланы Чечиль – ей инкриминировалось превышение служебных полномочий при выделении земельных участков. Тогда районные депутаты приняли решение землю только продавать. Тем не менее несколько заявлений, которые были поданы до вступления решения в силу, Чечиль удовлетворила – отдала участки бесплатно, что и стало поводом для вмешательства Следственного комитета. По нашей информации, за 8 прошедших месяцев дело с места не сдвинулось.

Второй «под колпак» попала тогдашний заместитель Светланы Чечиль Евгения Сухорукова, которая теперь трудится в должности заместителя петрозаводского мэра. Ей вменяют в вину перевод участка особо ценных земель сельхозназначения в другую категорию и передачу его под строительство. Чуть позже аналогичное дело было возбуждено и в отношении Светланы Чечиль, уже по другому участку.

Последними по хронологии фигурантами уголовного дела стали жена Василия Попова Анастасия Кравчук и директор принадлежащего ему торгового дома «Ленторг» Александра Корнилова. Им вменяют в вину мошенничество, совершенное при покупке здания бывшего Комбината общественного питания в Петрозаводске. Напомню: здание, примерная стоимость которого оценивалась в сумму свыше 30 миллионов рублей, стало собственностью Кравчук всего за 18 миллионов – благодаря тому, что в помещении уже «сидел» долгосрочный арендатор в лице Корниловой. Правоохранительные органы, судя по всему, усмотрели в этом преступный сговор.

Тщательно скрываемое подозрение

Все происходящее Василий Попов оценивает как целенаправленное давление на карельских «яблочников» со стороны республиканских властей, которые используют для этого силовые структуры. В целом для такого мнения у бизнесмена есть основания. В частности, дело о покупке муниципального здания выглядит совсем странно: как резонно заметил бизнесмен, даже если бы фигурантки действительно сговорились «сыграть на повышение» (что он отрицает) – это нельзя назвать мошенничеством:

– Сам факт, когда кто-то хочет взять в аренду помещение, полагая, что потом он будет его выкупать, не является преступлением… Я бы с удовольствием посмотрел, как Следственный комитет в своем пресс-релизе изложит суть этого уголовного дела. Потому что люди будут читать – и не будут понимать, в чем Кравчук и Корнилова вообще виновны.

Это, кстати, один из самых действенных аргументов Попова: с момента возбуждения дела карельский Следком хранит гробовое молчание. Сразу после пресс-конференции Попова мы в очередной раз попросили пресс-службу Следственного комитета предоставить нам информацию о ходе этого расследования и о его официальных причинах. Нам подтвердили, что дело возбуждено по ст.159 ч.4 – «мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере» – и что Кравчук с Корниловой находятся в статусе подозреваемых. Больше ничего в Следкоме сказать не могут. При этом предыдущие «громкие» уголовные дела, в том числе и в отношении крупных правительственных и петрозаводских чиновников, комментировались регулярно.

Политико-экономическая география

И все же версия о политической подоплеке «гонений», на которой настаивают Василий Попов и члены его команды, вызывает большие сомнения. В карельской политике «яблочники» играют роль небольшую – всего три представителя в Законодательном Собрании. Если на Попова и давят, то исключительно за его протеже Галину Ширшину, которая изрядно рассорилась с карельским правительством. То есть, речь, по-моему, идет не о партии, а о финансовой империи Попова, которая волею случая оказалась на вершине власти в карельской столице, оттерев от нее «питерскую команду» и разрушив старые договоренности. Но это уже вопрос не политический, а экономический, в этом признался сам бизнесмен:

– Приходит Ширшина, которая ничего не знает про эти договоренности, и начинает кроить команду под себя… Сегодня возникает ситуация, когда ни с одним «блатным» предложением в город Петрозаводск не войти.

Это заявление можно расценить и как полное избавление от блата, и как наличие собственных «блатных». То, что с приходом к власти нынешнего петрозаводского мэра команда Попова активизировалась, не может быть случайностью. Вести бизнес при «своем» мэре куда удобнее, это аксиома – и сохранять ему пост становится частью бизнеса. Правда, эта открытая поддержка со стороны финансовой империи Попова, на мой взгляд, идет Ширшиной только во вред. Его образ «друга народа» изрядно потрепали в истории со сносом кинотеатра «Сампо», будь Василий Анатольевич в этом вопросе тысячу раз прав…

Розы и позы

Самое интересное, что все происходящее Василий Попов, по-моему, воспринимает с оптимизмом. Наблюдая за этим политиком без малого 15 лет, прихожу к выводу, что это самая удобная для него позиция – оборона. Его любимый образ – жертва, причем чего угодно: давления власти, беспредела «силовиков», провокации политических противников… Когда твой оппонент выглядит жертвой, поневоле начинаешь чувствовать себя победителем и, как следствие, расслабляешься. А напрасно: Попов крайне опасен в обороне. Но и у него есть слабое место.

Его тандем с петрозаводской градоначальницей мог бы стать союзом, сверхуспешным для обоих, если бы не одно обстоятельство: Василий Анатольевич – азартный игрок. Мне кажется, он представляет собой тип этакого «публичного шахматиста»: любит играть, но главное для него – зрители, свидетели его успеха. Он обожает производить впечатление. Возможно, поэтому в жизни и в бизнесе его окружают в основном женщины, причем красивые…

После фантастического успеха на выборах петрозаводского мэра ему нужно было всего лишь уйти в тень и ковать деньги, пока горячи. Но нет – Попову претит роль «серого кардинала», он хочет оставаться публичным политиком. Он так часто находит повод сказать, что не влияет на решения Галины Ширшиной, что в массовом подсознании закрепилось: мог бы влиять. А значит, Попов и Ширшина едины. И это сложившееся мнение очень вредит Галине Игоревне в глазах не только общественности, но и республиканских властей. Рискну предположить, что все ее ссоры с правительством обусловлены то ли кажущейся, то ли реальной опекой со стороны Попова и его команды.

Сам политик-бизнесмен, казалось бы, ничего от этого не теряет, но это обманчивое впечатление. Сдается мне, он рискует заиграться. Его давний партнер Девлетхан Алиханов, тоже сильный политик и азартный игрок, уже испытал последствия таких игр на собственном бизнесе и политической карьере.

Впрочем, Василий Анатольевич пообещал, что к осени все уголовные дела почат в бозе. Давайте подождем. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру