Самоорганизация самоуправления

Нужно ли Карелии возвращаться к прямым выборам районных Советов?

Россиянам снова придется решать собственную судьбу. Вернее, судьбу того, как ими будут управлять. 27 мая вступили в силу изменения в 131-й ФЗ – Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Теперь регионам дано право самостоятельно решать, как именно формировать районные органы управления – путем прямых выборов или делегируя в районные Советы представителей поселковой власти. В Карелии повсеместно используется второй вариант: райсоветы не выбирают, а формируют. На практике это выглядит так. 

Нужно ли Карелии возвращаться к прямым выборам районных Советов?

Допустим, в районе есть 5 поселений. Каждое направляет в райсовет своих представителей. Главы этих поселений по закону уже входят в этот представительский орган, плюс к тому – по два депутата от каждого местного Совета, выбранных самими слугами народа из собственного числа.

Председателя Конституционного комитета карельского Заксобрания Александра Федичева эта ситуация категорически не устраивает, и по многим причинам:

– С одной стороны, даже маленькому поселению предоставлена возможность иметь своих представителей в райсовете и тем самым влиять на процессы районного масштаба. С другой – в моем Сортавальском районе две трети народа проживает в городе, а представлены теми же двумя депутатами, что и каждое из поселений. Всего депутатов пятнадцать. То есть, две трети населения района представлены двумя представителями, а одна треть – аж тринадцатью. Разве это справедливо?

Кроме того, по мнению Федичева, представители поселений едут на сессии за 30-40 километров и мечтают только об одном: побыстрее вернуться домой и решать свои местные проблемы. Общерайонные вопросы отходят на второй план, на первом – вопросы поселений. Дадут поселку денег побольше – и ладно. Отсюда и безусловная поддержка районной власти. Поэтому, считает депутат, именно руководителям районов выгодна система представительства.

Отдельно Александр Федичев анализирует другое новшество: деление городов на городские округа, которые по той же схеме будут формировать городские Советы. В Карелии так поделить реально только Петрозаводск, что повлечет за собой отмену прямых выборов в Петросовет. Понятно, что добиваться внедрения такой системы будут сторонники роспуска Совета – и, по мнению Федичева, в итоге проиграют. Потому что Древлянка, в силу ряда причин, будет делегировать в Совет «алихановских», Птицефабрика и большая часть Ключевой – «поповских», отдаленные микрорайоны также могут оказаться под чьей-нибудь «отеческой» опекой... И неизвестно, что из этого выйдет.

Кстати, такая форма делегирования сразу предполагает появление сити-менеджера, который не выбирается, а назначается. И это, по мнению Федичева, тоже ошибка:

– Всеобщее заблуждение, что если мы отберем у народа право избирать власть, а будем ее назначать, то придут одни сплошь компетентные. А где они людей-то наберут? С Марса привезут? Это будет тот же самый народ из поселений. Просто механизмы чиновничьего отбора выводят «за скобки» ярких и свободно мыслящих людей. Приходят «винтики», которые боятся заикнуться о своей позиции…

Депутат считает, что система всеобщих выборов обеспечит руководителю легитимность в глазах местных жителей, а также заставит их нести ответственность: вы выбрали – теперь не жалуйтесь.

Первый заместитель председателя карельского Заксобрания Александр Селянин не согласен со своим коллегой по депутатскому корпусу. По его мнению, никто не лишает народ права выбирать – просто новый закон позволяет учитывать особенности каждого региона. В нашей республике, считает Селянин, существующая система представительства хорошо себя зарекомендовала. По его мнению, справедливым является как раз преобладание в райсоветах представителей поселков, которые не позволяют «городским» тянуть на себя бюджетное одеяло.

Что же касается деления городов на округа, то он согласен, что речь может идти только о Петрозаводске:

– Старожилы помнят, что такая практика в Петрозаводске уже была в советские годы – город делился на районы, в каждом из которых была своя исполнительная власть. Но если даже после обсуждения общественностью эта система будет восстановлена – это вовсе не означает, что ее пролоббировали некие силы, ратующие за роспуск Петросовета. Его нельзя распустить просто так – система может быть изменена только после окончания полномочий нынешнего главы города и состава Совета.

Вопрос же с назначением сити-менеджеров Селянин также видит в совершенно ином свете. По его мнению, при выборах главы города – должность на 90 процентов хозяйственную – к власти могут прийти (и приходят) фигуры чисто политические:

– Заниматься дорогами и «коммуналкой» приходит человек, который как минимум не имеет опыта. Его потенциал, его возможности не предполагают успешной реализации себя как хозяйственника.

В любом случае, то или иное решение, по словам Селянина, будет принято только после широкого обсуждения, к которому уже призвал глава Карелии. Сделать это нужно до 27 ноября. Впрочем, по нашей информации, в первом чтении соответствующий республиканский закон может быть принят уже на июньской сессии Законодательного Собрания, после чего депутаты разъедутся на каникулы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру