«Кто ж его отремонтирует? Он же памятник!»

Судьба бывшего Дома офицеров в Петрозаводске по-прежнему не складывается

Сто лет одиночества – так, наверное, можно было бы кратко определить историю приметного здания с колоннами на улице Гоголя, 28 карельской столицы. Перева­лившее вековой юбилей, оно все так же одиноко и печально стоит в ожидании перемен, как и много лет назад. 

Судьба бывшего Дома офицеров в Петрозаводске по-прежнему не складывается

Ты помнишь, как все начиналось?

Итак, заступивший в 1908 году на Олонецкую кафедру епископ Никанор собрался выстроить новый архиерейский дом. Каменное здание решили возвести на месте прежнего, деревянного, которое находилось на Гоголевской улице Петрозаводска с конца XIX века. Проект нового дома выполнил академик архитектуры, профессор Академии художеств, старший техник священного Синода Михаил Преображенский.

– Для автора общественных и культовых зданий в Москве, Ревеле, церквей в Ницце, Флоренции, Вене, Софии, Буэнос-Айресе небольшая постройка в провинции, по-видимому, не стала вехой в творчестве, – такое мнение об этой исторической постройке высказала в 2011 году на страницах интернет-газеты «Лицей» известный в республике архитектор Елена Ициксон. – Тем не менее общий композиционный строй сооружения, неорусский стиль, в котором работал известный архитектор, внимание к деталям выдают руку профессионала.

Двухэтажный дом с церковью появился здесь в 1912 году, хотя архиерейская квартира оказалась в результате недоделанной. Не выполнена была и предполагаемая штукатурка фасадов самого здания. Видимо, приближавшаяся мировая война помешала Синоду оказать материальную поддержку Олонецкой епархии. Епископ Никанор умер в 1916 году, так и не поселившись в новом доме. Новый епископ Иоанникий не захотел по каким-то причинам жить в этом здании и почти сразу сдал архиерейский дом в аренду Управлению Мурманской железной дороги.

От железной дороги к военному гарнизону

Как информирует сайт «Храмы России», всполошившиеся богомольцы начали писать по этому поводу во все инстанции, обратились с жалобой в январе 1918-го даже к патриарху Тихону. Однако патриарх не смог помочь прихожанам сохранить за ними домовую церковь, но Иоанникия своей властью удалил на жительство в Александро-Свирский монастырь. Но прежде преосвященный Иоанникий сдает свой новый каменный дом вместе с каменным храмом в аренду Мурманскому почтово-телеграфному округу, который стал частью Управления Мурманской железной дороги.

Через год, после ухода из Петрозаводска этого ведомства, здание, так и не ставшее архиерейским домом, со всем оборудованием плавно перешло к Олонецкому губернскому Почтово-телеграфному управлению.

В 1932 году несостоявшийся архиерейский дом подвергли реконструкции, позже он пережил войну, бомбежки, оборону города, постой оккупантов. В конце 1940-х в Петрозаводск из Архангельска был переведен Дом офицеров Северного военного округа, для которого было решено вновь перестроить это здание. В 1952 году оно снова реконструируется, приобретя современный вид: фасад с величавыми колоннами и помпезной воинственной лепниной, достроенный третий этаж, внутреннее убранство с мраморными лестницами, паркетом, бархатными шторами и зрительным залом на 250 мест. В 1961 году Дом офицеров получает статус гарнизонного. Почти полвека он служил как центр культуры и досуга, где разместились всевозможные кружки самодеятельности и спортивные клубы, а также знаменитый Музей боевой славы Карельского фронта и партизанского движения.

Перестройкой по лепнине

Но, как говорится, «пришли другие времена, взошли иные имена». В 2011 году в ходе военной реформы, предусматривавшей ликвидацию гарнизонных и окружных домов офицеров, принадлежащих Минобороны РФ, Дом офицерской культуры в карельской столице закрыли. С тех пор началась, пожалуй, самая мрачная полоса в его истории.

Вот уже три с лишним года Дом офицеров существует не только без офицеров, но и без пригляда. Обшарпанное здание, закрытое на консервацию, потихоньку разваливается, с его стен начинает сыпаться пышная когда-то лепнина. Сейчас, во избежание несчастных случаев, здание обнесли по периметру защитной сеткой. Поговаривали, что к грядущему столетию республики здесь планируют разместить Северо-Западный Кадетский корпус. А на первых порах, сразу после ухода Вооруженных сил, правительство Карелии приняло решение о передаче здания общественным организациям республики.

Общественники охотно откликнулись на предложение тогдашнего главы Карелии Андрея Нелидова. Тогда в памяти еще были свежи печально известные кондопожские события. Общественники высказали идею создания в Петрозаводске Дома дружбы для национальных обществ. Побывав в здании бывшего Дома офицеров, Андрей Нелидов заявил:

– В ближайшее время здание петрозаводского Дома офицеров будет передано на баланс республики. Вполне возможно, что именно на его базе и будет организован Дом дружбы. Также планируется, что здесь расположатся и другие общественные организации.

Претендентов много, денег нет

Правда, заместитель нынешнего губернатора республики Юрий Шабанов дела двухлетней давности запомнил по-своему. Вероятно, потому, что, представляя возрожденную идею Дома дружбы Александру Худилайнену, сделал акцент на возможном его размещении в здании на улице Титова,3, где сейчас находится издательство «Периодика». Во всяком случае, в разговоре со мной он удивился упоминанию Дома офицеров в связке с Домом дружбы.

– Насколько я знаю, идея Дома дружбы появилась недавно, он и не планировался в Доме офицеров. Там думали разместить комплекс государственных СМИ, потом епархии собирались отдать. Пока его судьба не совсем понятна, потому что на него претендентов много.

Казалось бы, появление среди претендентов на «офицерские площади» Карельской епархии оправдано – все-таки здание это изначально принадлежало ей. И года два назад служители церкви не прочь были получить его обратно, ссылаясь на катастрофическую нехватку площадей в своем хозяйстве. Но сегодня, судя по всему, эти взгляды поменялись. Во всяком случае, помощник митрополита по экономическим вопросам Валерий Анатольевич (так он представился) попросил меня никоим образом не увязывать Карельскую епархию с проблемой бывшего Дома офицеров. Хотя вроде бы, по так называемому Закону о реституции, у РПЦ при определенных условиях есть право на возврат этого здания.

За разъяснениями я обратился к председателю республиканского Госкомитета по управлению госимуществом и организации закупок Денису Косареву.

– Есть много желающих, кто бы хотел разместиться в этом здании. Но беда в том, что ни у кого нет средств для проведения ремонтно-восстановительных работ, – посетовал чиновник. – Там недавно подготовлена проектно-сметная документация для капитального ремонта. По минимуму, если не ошибаюсь, это выливается в 100-120 миллионов рублей. Это реконструкция несущих конструкций, восстановление фундамента, крыши, фасадной части… Действительно, епархия интересовалась, но не очень активно, потому что это огромные средства, для нее эта сумма тоже неподъемная. А вот коммерческим структурам я бы не хотел отдавать. Это же не просто объект. Это памятник!

По мнению Дениса Косарева, участь многострадального архиерейского дома на улице Гоголя решится не раньше четвертого квартала этого года. Но кто бы ни поселился в этом здании в будущем, для многих петрозаводчан оно так и останется в памяти привычным Домом офицеров. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру