«Мы маленькие дети – нам хочется гулять!»

Предложение дать петрозаводским школьникам дополнительный выходной вызвало неожиданное сопротивление педагогов

О том, что средние учебные заведения карельской столицы могут перейти на пятидневный учебный график, стало известно в прошлый понедельник на городской планерке. Речь идет пока о частной инициативе, но, поскольку принадлежит она председателю Петросовета Олегу Фокину, обычной ее не назовешь. 

Предложение дать петрозаводским школьникам дополнительный выходной вызвало неожиданное сопротивление педагогов

Времени больше – нагрузка та же?

Резоны Олег Николаевич выдвигал простые: наши дети настолько замордованы образованием, что просто не имеют возможности отдыхать. С этим не поспоришь: за последние годы отечественное образование пополнилось не то что новыми предметами – целыми направлениями. Если в советской школе 6 уроков в день считалось максимальной нагрузкой, используемой раз-два в неделю, то сегодня это обыденность. При этом существует еще и практика дополнительного образования, плюс кружки-секции, плюс внеклассная работа… После такой изнурительной недели ребенку остается всего один выходной, половину которого он должен потратить на приготовление уроков. Это несправедливо, крайне утомительно, а главное – бесполезно. О том, что после определенного уровня человек просто перестает усваивать новые знания, известно давно. Наши дети в условиях современной школы давно перешагнули этот барьер. Стоит ли удивляться, что теперь их учеба сводится к подготовке к сдаче ЕГЭ? Они просто устали.

В обеих российских столицах пришли именно к такому выводу, и с этого учебного года подавляющее большинство школ Москвы перешло на пятидневку. За ней устремился и Санкт-Петербург – правда, решение пока не принято, но оно не за горами. И напомню: речь идет не о введении пятидневной учебной недели, а всего лишь о ее возвращении. В первый раз страна перешла на такой график, когда среднее образование из 10-летнего превратилось в 11-летнее и появилась возможность дать школьникам свободнее вздохнуть. Почему спустя всего 15 лет они этой возможности лишились, остается загадкой. Но факт остается фактом: ежедневный труд ребенка с учетом внешкольной нагрузки значительно превышает 8 часов, которые максимально работают его родители. Но, в отличие от взрослых, выспаться ребенок может только раз в неделю.

Свои предложения Олег Фокин направил в местную администрацию, и после они были рассмотрены в Комитете соцразвития. Там признали, что пятидневная учебная неделя могла бы «увеличить возможности для реализации способностей ребенка вне школы и предоставить дополнительное время для общения родителей с детьми», однако тут же нашли возникающие в связи с этим проблемы.

Старинные часы

Во-первых, утверждают методисты, появятся сложности с реализацией программ в школах с углубленным изучением предметов – невозможно будет организовать учебный план в рамках пятидневной недели в соответствии с нормами СанПин. Во-вторых, в городе, оказывается, многие семьи не готовы взять на себя ответственность за развитие и воспитание ребенка на время дополнительного выходного дня, поскольку, часть детей растет в неполных семьях, а многие родители вынуждены работать по субботам. Но самое главное опасение, конечно – изменение заработной платы учителей, поскольку переход на пятидневную систему обучения приведет к уменьшению количества тарифицируемых учебных часов.

Поначалу доводы работников комитета вызвали легкое недоумение. Ведь никто не заставляет переходить на пятидневку все школы. В столице, например, никакого специального указа или распоряжения на этот счет не было, учреждения образования все решили сами. Причем спецшколы остались работать по прежнему графику. Работающие по субботам родители тоже вряд ли будут против того, чтобы вместо очередного урока отправить ребенка погонять мяч. А вот вопрос зарплаты действительно заслуживает внимания.

Учебные часы – вот основа для зарплаты педагога. И мнение дилетанта о том, что с переходом на пятидневку «субботние» уроки будут равномерно размазаны по всей неделе, оказалось неверным: нормы СанПина сделать этого не позволяют. А значит, действительно придется сократить часы – и сделать это за счет так называемого «регионального компонента».

Оказывается, федеральный стандарт, которым обязаны руководствоваться все учебные заведения, включает в себя только обязательные часы. Только программу, основанную исключительно на федеральном стандарте, можно уместить в рамки пятидневной учебной недели. А все то, что углубляет и расширяет образовательный уровень детей, причем с учетом региональных особенностей, в этом случае останется за рамками. И, естественно, педагоги, лишенные возможности преподавать региональный компонент, не будут получать за эти часы зарплату.

А вот в московском департаменте образования утверждают: на заработную плату педагогов реформа не повлияет, и «Московский комсомолец» об этом уже рассказывал. По той простой причине, что с 1 января 2014 года оплата труда учителя в Москве напрямую зависит от успехов учеников — чем лучше учатся дети, тем больше зарплата. Но в Петрозаводске к таким изменениям то ли не готовы, то ли просто их не хотят.

Количество и качество

– Мы ни в коем случае не ведем речи о сокращении часов, – настаивает автор инициативы. – Никто в данном процессе не должен пострадать, и в частности учителя, которые сейчас работают в шестидневном режиме. Как Собянин отмечает, только грамотно организованный учебный план позволяет за пять дней давать тот же объем знаний, что и при шестидневке.

Откровенно говоря, мнение московского мэра в этом вопросе трудно назвать компетентным. В педагогическом сообществе давно известно, что качество общего и среднего образования что в столице, что в Питере находится далеко не на самом высоком уровне по стране – за исключением нескольких частных школ. И, по мнению министра образования Карелии Александра Морозова, нашему региону не стоит руководствоваться ни столичным опытом, ни тем более зарубежным. За границей ежедневная нагрузка существенно меньше, зато среднее образование дети либо получают лет 13, как в Германии, либо учебный год у них начинается в середине августа, как в соседней Финляндии.

Прозвучало мнение, что потерю одного дня можно компенсировать дистанционным обучением. Этот вариант руководитель карельского Минобраза полностью отвергает:

– Сейчас нет приличных курсов, которые можно изучать дистанционно. И вообще нет дистанционных курсов для начальной школы. Вообще дистанционное обучение у нас пребывает в зачаточном состоянии и используется только тогда, когда деваться некуда – для детей-инвалидов, которые не могут выйти из дому.

Александр Морозов также напомнил, что в нашей республике дистанционное обучение в этом году планируется применить в отношении учеников Валаамской школы, где осталось всего десяток ребят разного возраста.

Слово и дело

Впрочем, на городском уровне такими стратегическими выкладками утруждать себя не стали. Создается впечатление, что из страха перед потерей в деньгах учителя выдумывают совсем уж экзотические «пугалки»: оказывается, переходу на пятидневку мешает еще и «недостаточная развитость инфраструктуры культурно-исторических объектов, спортивно-оздоровительных центров для удовлетворения культурных и образовательных потребностей жителей Петрозаводска». В переводе на русский – пойти в городе совершенно некуда, так что пусть сидят в школе. Ну, с такой логикой и воскресенье вроде как незачем…

Впрочем, окончательно крест на инициативе Фокина в городской администрации пока не поставили, вопрос будет обсуждаться с родителями и руководством школ. Но бойкий председатель тоже не сидит на месте: с будущего понедельника начинается сбор подписей в поддержку его инициативы. Волонтеры собираются делать это непосредственно возле учебных заведений. Впрочем, толку от этого на практике – ноль. Ни местная администрация, ни Петросовет, ни родительский комитет не могут заставить школу изменить учебный план, который нужно будет утверждать и сертифицировать. Решение этого вопроса полностью отдано школьной администрации.

А пока стоит напомнить: две школы Петрозаводска, №9 и №32, уже работают в режиме пятидневной учебной недели. Но, как деликатно констатируют в педагогическом сообществе, горожане не занимают с вечера очередь, чтобы записать своих детей именно в эти образовательные учреждения… 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру