Реальные пути в неизвестность

Коммунальные обязательства муниципалитетов придется финансировать жильцам

Прошедшая 16 октября сессия Законо­дательного Собрания Карелии была отмечена большим количеством отвергнутых законопроектов. Одним из них стала инициатива депутата Сергея Михайлова («Справедливая Рос­сия»), предложившего облегчить финансовое бремя тем, кто в стремлении капитально отремонтировать свой дом дошел до суда и выиграл его. 

Коммунальные обязательства муниципалитетов придется финансировать жильцам

Напомню: жилье – это долевая собственность живущих в доме граждан, и ремонтировать его они обязаны за свой счет. В Карелии деньги на эти цели должен собирать недавно созданный Фонд капитального ремонта, а сами работы должны проводиться в порядке очередности. Очередь эту определяет специально разработанная региональная программа, а критерии, по которым тот или иной дом попадает на то или иное место в очереди, прописаны в специальном законе. Таковых всего четыре: степень износа многоквартирного дома, срок его эксплуатации, дата последнего проведения комплексного капремонта и наличие неисполненного судебного решения, согласно которому капитальный ремонт в доме должны провести органы местного самоуправления. Вот этот последний пункт депутат предложил из закона вычеркнуть.

Следствием такого решения стало бы то, что на дома, которые по суду должна ремонтировать мэрия, не будут тратиться деньги граждан. То есть финансировать ремонт будет только муниципалитет.

Логика рассуждений экс-министра финансов Карелии Сергея Михайлова такова. Существует статья Бюджетного кодекса, где четко сказано, как должны исполняться судебные решения в отношении любого участника бюджетного процесса:

– Суд не интересует, на какие средства они (муниципалитеты. – Авт.) будут выполнять судебные решения… Существует закон об исполнительном производстве: если оно возбуждено – оно обязано быть исполнено. Но опять же, подчеркиваю – не за счет средств граждан, которые собираются на капитальный ремонт!

Парламентарий считает, что если оплата признанных Фемидой обязательств местной власти будет производиться из карманов жильцов других домов – это несправедливо.

Комитет Заксобрания по ЖКХ с позицией Михайлова согласился и большинством голосов рекомендовал законопроект к принятию. Но председатель комитета Анна Позднякова («Гражданская позиция»), выступая от себя лично, указала, что ситуация складывается несправедливо и по отношению к муниципалитетам:

– Они никогда не были собственниками этого жилья – жилье было ведомственным. Теперь они отвечают по тем обещаниям, которые федеральная власть дала в свое время.

По ее словам, в нищих местных бюджетах средств на капитальные ремонты нет и не предвидится. Таким образом, капремонт домов, выигравших суды, будет постоянно откладываться.

Ее позицию поддержал и заместитель главы Карелии Олег Тельнов, курирующий вопросы ЖКХ. Он напомнил, что существующая в законе норма позволяет провести ремонт, что называется, «здесь и сейчас», причем без дополнительных поборов с жителей этих домов. Практика же показывает, что наличие судебного решения, и даже не одного, и даже исполнительного листа никак не способствует началу работ:

– Мы предлагаем реальный механизм, – отметил чиновник.

В итоге при голосовании поправку Михайлова парламентарии провалили. Видимо, самым действенным доводом они посчитали то, что обязательства муниципалитетов все равно никуда не деваются. Ведь, проведя капитальный ремонт своего дома за счет средств Фонда, граждане могут с полным правом требовать с мэрии его компенсации. По идее, суду безразлично, организует ли муниципалитет работы самостоятельно или оплатит их постфактум. Другой вопрос, что денег на эту компенсацию в бюджетах тоже нет, и ждать ее придется очень долго. Но зато – в уже отремонтированном жилье.

Тротуар свободы

Еще одним значимым «провалом» прошедшей сессии стала неудавшаяся попытка карельской прокуратуры ужесточить требования к проведению публичных акций. Напомним: законодательная инициатива прокурора республики Карена Габриеляна определяла дополнительные места, где запрещено проведение публичных мероприятий. К ним предлагалось отнести исторические места и объекты транспортной инфраструктуры.

«Проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и транспортных средств», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Прокуратура предлагала включить в «черный список» автомобильные дороги и их элементы – тротуары, обочины, пешеходные дорожки.

Депутаты Заксобрания на профильном комитете дважды голосовали по этому вопросу, и если первое заседание было для «государева ока» провальным, то на втором, где часть парламентариев не присутствовала, предложение было одобрено.

По мнению многих, закон в новой редакции просто уничтожает саму возможность для протестных акций: в большинстве карельских городов любые места, где можно «собираться больше двух», относятся либо к историческим местам, либо к транспортной инфраструктуре. Второй момент, непонятный части депутатского корпуса, – актуальность поправок. За последние годы ни одна публичная акция в республике не окончилась массовыми беспорядками и вообще какими бы то ни было серьезными инцидентами.

С среде журналистов бытует мнение, что вся эта история затеяна лишь для того, чтобы исключить проведение протестных акций только на одном объекте транспортной инфраструктуры Карелии: на тротуаре возле республиканского правительства на проспекте Ленина,19 в Петрозаводске.

Представители прокуратуры, тем не менее, настаивали на принятии закона в первом чтении, указывая на актуальность его положений в части торговли спиртным в местах массового скопления людей. И все же почти половина парламентариев проголосовала против.

Карельская игра «Выбери омбудсмена»

Но главным вопросом сессии стали выборы республиканского уполномоченного по правам детей. Напомним: полномочия Марины Зверевой, занимающей сейчас эту должность, вскоре истекают – она подала заявление о досрочном их снятии с 20 октября. На суд депутатов, согласно регламенту, глава республики вынес кандидатуру Елены Яхонтовой, работающей в Общественной приемной президента России. Она была одной из трех кандидатур, предложенных главе республики Александру Худилайнену. На недавней встрече с журналистами он назвал ее лучшей из предложенного.

Несмотря на то, что часть общественников поддержали кандидатуру Яхонтовой, представители 18 общественных организаций выступили за то, чтобы предварительно провести широкое обсуждение профпригодности как этого кандидата, так и других претендентов. По мнению некоторых депутатов, у общественности действительно не было возможности внести свои предложения по кандидатуре детского омбудсмена.

Примечательно, что одним из тех, кто призывал не голосовать за Яхонтову, был депутат Андрей Рогалевич, которого также предлагали на эту должность – по его словам, без его ведома. Свою кандидатуру народный избранник снял.

Интересно другое: теперь Карелия остается вообще без детского омбудсмена. Марина Зверева подала в отставку, и не удовлетворить ее заявление депутаты не могли согласно Трудовому кодексу. А смены ей нет – голосование по новой кандидатуре провалено. Сама Марина Зверева в разговоре с «МК» в Карелии» выразила разочарование в связи с результатами прошедшего в парламенте региона голосования:

– Очень жаль, что депутаты не поддержали кандидатуру Елены Яхонтовой. Это, на мой взгляд, достойный человек, который желает заниматься проблемами защиты детей, – считает экс-уполномоченный. – Институт детского омбудсмена в республике еще только проходит стадию становления, хотя мы ежегодно за эти три с небольшим года получаем по 300 различных обращений от людей. И решаем их сами, без помощи исполнительной власти.

Она также не понимает, как в этой ситуации власти республики будут решать возникающие проблемы в сфере защиты детей до выборов ее преемника. А они, на ее взгляд, при таком подходе могут затянуться надолго. Напомним: уполномоченный по правам человека в республике был избран только с шестого захода. Попытки продолжались почти полтора года.