Законы, которые мы не собираемся исполнять

Законотворчество в России становится самоцелью: эффект от нововведений никто не просчитывает, а исполнение их не контролирует

В чем смысл любого закона, будь то статья федерального кодекса или предписание местной администрации? Упорядочение действительности. То есть даже плохой закон, по-моему, лучше его отсутствия, он позволяет найти точку отсчета и тем самым облегчить нам выбор. Но только при двух условиях: во-первых, закон должен исполняться, а для этого быть исполнимым в принципе. И с тем, и с другим в нашей стране становится все хуже, и Карелия не исключение. 

Законотворчество в России становится самоцелью: эффект от нововведений никто не просчитывает, а исполнение их не контролирует

Место преткновения машины

Показательна история, произошедшая в Петрозаводске пару месяцев назад. Возле расположенного в самом сердце города торгово-развлекательного комплекса «Макси» запретили парковку. Вернее, по левой стороне пролегающей вдоль ТРЦ улицы Андропова: жители близлежащего дома добились-таки перенесения стоянки на правую сторону. ГИБДД повесило соответствующие знаки, пресса написала – и на этом все закончилось. Теперь автолюбители пристраивают своих железных коней по обе стороны злосчастной улицы.

Что же произошло? Во-первых, не просчитали последствий. Люди годами держали здесь машины, и отучить их от привычного места уже непросто. Особенно когда и отучать-то никто не спешит. Время от времени сюда наведываются «гаишники», и даже кого-то увозят на эвакуаторе, но делается это настолько нерегулярно, что никакого трепета перед служителями закона народ не испытывает. Тем более, что по соседству, буквально через проспект Ленина, по левой стороне улицы Андропова парковка запрещена уже не первый год – и все равно паркуются. Максимум, что грозит – налет местных «стопхамовцев», но и это, думаю, продлится недолго. Данные молодые люди за последнее время превратились в агрессивную группировку, открыто провоцирующую конфликт, и скоро нервы у кого-нибудь не выдержат.

Так что у городских властей выхода два: либо держать здесь патруль в стационарной засаде и штрафовать любого, кто покусится, либо как-нибудь ночью поснимать эти знаки и не позориться. Вон как российское правительство неуклюже выкрутилось минувшим летом, когда попыталось ликвидировать анонимный Интернет! Когда стало понятно, что ловить вай-фай по паспорту россияне не будут, тут же появились разъяснения – мол, это только операторов универсальных услуг связи касается. Но на том, что таких операторов на момент появления постановления в стране был всего один – «Ростелеком», – внимания заострять не стали.

Огоньки на перроне

С июня этого года в стране вступил в силу запрет на курение в поездах дальнего следования, а также на пассажирских платформах. Уже на стадии подготовки к переходу на новые рельсы я задавал вполне закономерный вопрос: авторы законопроекта правда уверены, что он будет соблюдаться? То есть заядлый курильщик, в течение полутора суток трясущийся в поезде из Москвы в Ростов-на-Дону, все это время будет терпеть? Абсурд. Это все равно, что в День города в Петрозаводске все общественные туалеты сделать платными для пополнения городской казны. Давайте спросим себя, что выберет наш привычный к халяве народ: заплатит, будет терпеть или побежит домой? Нет, он опять пойдет по особому пути. Если конкретно – в окрестные дворы и подъезды, на радость местному населению.

Но тут, по крайней мере, был бы выбор, а с курением что? Я интересовался в железнодорожной пресс-службе, не собираются ли они курилки в поездах оборудовать, что стало бы действительно выходом из положения. Нет, сказали, не видим необходимости. Ну и вот вам на выходе: в переходах между вагонами дымят по-черному не только пассажиры, но и сами члены проездной бригады. В поездах мурманского направления, говорят, проводники прозрачно намекают: купите билетик ведомственной лотереи, и ваше курение останется между нами.

Ну, в принципе, от станции до станции потерпеть можно – так ведь и там курение запрещено! На петрозаводском перроне хоть курилку догадались сделать, только кто ж ею пользуется-то… И курят на пассажирских платформах уже в открытую, никто это не пресекает – полицейские тоже курить хотят.

А сейчас в Думе будут обсуждать новую оздоровительную инициативу: не продавать курево лицам моложе 21 года. Интересно, как отреагируют на это призывники Российской Армии, которые геройски погибнуть за Отечество обязаны, а курить им не разрешают…

Антиалкогольные страсти тоже не оставляют законодателя. Принято решение: спиртное в Карелии продавать только до 23.00. Кое-где торговлю прекращают и того раньше. И что? Сначала таксисты вспомнили золотые времена и вновь начали торговать водкой из-под полы – разумеется, втридорога. Завзятые выпивохи просто закупают впрок, а магазины постепенно «расправили плечи» и начали приторговывать «для тех, кому за 23.00». Ответственность за это, как выяснил наш корреспондент, предусмотрена в сумме максимум тысяч 10 рублей – полтора ящика водки, и то в случае, если поймают. А ловят ночью, как вы догадываетесь, редко.

И повышение акцизов на алкоголь большой роли в оздоровлении нации не сыграло. Мой приятель, например, купил через Интернет самогонный аппарат (совершенно легально!), напряженно его эксплуатирует и регулярно пьет за здоровье разработчиков антиалкогольной кампании. Спиртное теперь обходится ему раз в пять дешевле, при полной гарантии качества.

Назло Западу

В понятиях стратегических у нас, к сожалению, картина похожая. Законы клепаем непонятно какие и непонятно зачем. Недавно президент подписал закон, запрещающий не гражданам РФ иметь в собственности более 20 процентов доли в российских средствах массовой информации. Это у нас, надо понимать, пятую колонну ликвидируют, что на деньги забугорные всякую лапшу нам на уши вешает (всем известно, что любые иностранные деньги в Россию поступают из американского госдепа).

Я, конечно, не специалист в области организации бизнеса и поэтому искренне не могу понять, что помешает иностранцу переписать оставшиеся 80 процентов доли на близкого ему россиянина. Это все равно, что поверить, будто, запретив чиновникам вести коммерческую деятельность, государство лишило их семьи бизнеса.

Но в этом случае, кстати, попытка «навести порядок» еще более жалкая. Полбеды, что закон просто не будет работать; представьте, что случится, если он заработает. Да власть контроль над страной потеряет! Откуда Большие Московские Начальники сегодня выясняют истинные реалии жизни за пределами МКАД? Уж точно не от руководителей регионов, которые, за редким исключением, напропалую врут, дабы удержаться в кресле. Кто из них рискнет признать, что в руководимом им субъекте Российской Федерации все хреново, а будет еще хреновей? Знаменитое заявление Андрея Нелидова на встрече с президентом страны надолго останется в анналах: «Глубоких проблем мы не видим», – отрапортовал глава региона, когда республика шла на дно…

На «силовиков» Кремлю надеяться, боюсь, тоже не стоит. Их главная задача – создание положительной динамики. Раскрываемость, показатели, охват, антикоррупционная деятельность – все это в их отчетах постоянно должно увеличиваться, шириться и углубляться, а как тут будешь объективным?

По идее, истинное положение вещей должны доносить до Москвы полномочные представители президента и главные федеральные инспектора. Вопрос в том, откуда им-то знать, что в стране происходит?..

Вот и получается, что реальную картину получить можно только из СМИ, причем независимых. Тех самых, которые пишут только «чернуху», что страшно злит власть. Чиновники никак не могут взять в толк, что о хорошем писать смысла нет, когда все хорошо, народ это и без газет чувствует. Народ интересуется, почему плохо и кто в этом виноват…

Единственная гарантия независимости у нас в стране на данном этапе – размещение денег в сберегательных кассах зарубежья. Только живя за границей, а работая в России, совладелец СМИ может обезопасить себя от сумы и от тюрьмы, чем у нас можно «надавить на глаз» прессе. Если эту категорию бизнесменов ликвидировать, новости у нас будут только хорошие. Но когда где-нибудь в глубинке, не приведи господи, заполыхает, власть вознегодует – почему, мол, не предупредили?!

А кому предупреждать-то? Все будить вас боялись, барин…

От бордюра до поребрика

Сейчас в Карелии обсуждается очередной закон – где народу митинговать. Попытка прокуратуры привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным, предпринятая в прошлом месяце, выльется в фактическое запрещение протестных акций как таковых – так посчитало большинство депутатов Заксобрания и прокатило инициативу. Но власти не сдаются. Поддержку запрета пикетов на объектах транспортной инфраструктуры и в исторических местах (читай – на всей территории Петрозаводска) уже выразил глава Карелии.

Чтобы «разрулить» все нестыковки, парламентарии создали рабочую группу, первое заседание которой состоялось 5 ноября. Как рассказал нам один из участников, страсти слегка поостыли – и прокуратура уже «шашкой не махала», и депутаты готовы идти на компромисс. Кто знает – может, и придумают что-нибудь удобоваримое…

Но давайте сразу задумаемся – а что будет, если пикетировать карельское правительство все-таки запретят – тротуар как-никак объект транспортной инфраструктуры. За последние полтора десятка лет я не помню ни одной массовой акции в Петрозаводске, которая закончилась бы какими-то неприятными эксцессами. Не было случая, чтобы нашим полицейским приходилось вставать живым щитом на пути у шествия или разгонять демонстрацию. А представьте, что какой-нибудь отчаявшийся пикетчик придет обратить внимание власти на свою беду под окно к этой самой власти – а его начнут в «воронок» запихивать. Зеваки набегут, журналисты слетятся, дополнительные силы охраны правопорядка подтянутся… Прославимся в кое-то веки, а то, видимо, заскучали со времен Кондопоги. Ну и кому нужна такая слава?

И кому нужны такие законы, за исполнением которых никто не следит, а если и начинают следить – всем становится только хуже? 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру