Кому выгодно ликвидировать городское мусороуборочное предприятие

Дойдя до банкротства, петрозаводское МУП "Автоспецтранс" должно быть пристрелено, как загнанная лошадь

Последний год схватка за мусорный рынок Петрозаводска напоминала гладиаторские бои в Древнем Риме. На арене сошлись «Автоспецтранс» и «Озон». В роли зрителей оказались петрозаводчане, которым вынужденно пришлось наблюдать то замену пластиковых контейнеров на старомодные ржавые, то возвращение пластиковых, то непривычную чистоту на мусорных площадках, то горы не вывезенных вовремя пакетов с отходами… 

Дойдя до банкротства, петрозаводское МУП "Автоспецтранс" должно быть пристрелено, как загнанная лошадь
Какая судьба ждет"Автоспецтранс"?

Последний год схватка за мусорный рынок Петрозаводска напоминала гладиаторские бои в Древнем Риме. На арене сошлись «Автоспецтранс» и «Озон». В роли зрителей оказались петрозаводчане, которым вынужденно пришлось наблюдать то замену пластиковых контейнеров на старомодные ржавые, то возвращение пластиковых, то непривычную чистоту на мусорных площадках, то горы не вывезенных вовремя пакетов с отходами…

И вот, похоже, мы подошли к финалу. На ноябрьской сессии Петросовета неожиданно для многих был вынесен проект решения о ликвидации «Автоспецтранса», предприятия, работавшего в Петрозаводске под разными названиями аж с 1939 года. Депутатам предстояло решить, даровать «Автоспецтрансу» жизнь или нет. Депутаты воздержались. Вопрос жизни-смерти семидесятипятилетнего поверженного МУПа-гладиатора пока повис в воздухе.

«Оздоровлять не будем»

На упомянутой сессии перед народными избранниками выступала начальник нормативно-правового отдела петрозаводской мэрии Ирина Ненилина. Суть ее выступления сводилась к следующему: у «Автоспецтранса» накопились внушительные долги, есть заявление кредитора в Арбитражном суде о признании его банкротом. (Кредитор – это компания «Озон», о конфликте двух этих хозяйствующих субъектов мы уже не раз писали). Поэтому депутатам нужно срочно принять решение о ликвидации муниципального предприятия.

Надо отдать должное народным избранникам: они, сославшись на то, что им не предоставлена полная информация по данному вопросу, отказались от принятия решения в срочном порядке. Решили изучить ситуацию, а уже потом делать какие-то телодвижения. В принципе, это можно расценивать как недоверие к специалистам, готовившим вопрос. И основания для этого, на наш взгляд, имеются.

Для начала зададимся вопросами: зачем нужно решение собственника о ликвидации предприятия, если в суде уже есть обращение о признании его банкротом? Какой в этом тайный смысл? Он есть. Дело в том, что процедура банкротства включает в себя несколько этапов: наблюдение, затем финансовое оздоровление, если не помогло – внешнее управление, затем возможно конкурсное производство (распродажа имущества за долги), а еще есть мировое соглашение. Процедуры эти достаточно долгосрочные. Но если банкротится предприятие, которое решено ликвидировать, суд сразу принимает решение о конкурсном производстве. Выигрыш во времени очевиден. Но только во времени!

Ведь что представляют собой процедуры, от которых предлагает отказаться администрация города? Наблюдение – это обеспечение сохранности имущества должника, составление реестра требований кредиторов, проведение первого собрания кредиторов. Финансовое оздоровление направлено на восстановление платежеспособности предприятия и погашение задолженности в соответствии с графиком. Внешнее управление подразумевает сохранение деятельности предприятия и его оздоровление.

А вот конкурсное производство, в которое сразу хочет попасть мэрия, имеет своей целью лишь удовлетворение требований кредиторов, и ничего более. Вывод: в случае принятия предложения мэрии ни о каком спасении «Автоспецтранса» речи не будет. Начнется его распродажа, чтобы удовлетворить кредиторов.

Не лишний третий

Но как же «Озон», против которого ополчились в начале этого года и петрозаводская мэрия, и коллектив «Автоспецтранса», и многие другие, умудрился «победить» старейшее предприятие Карелии? Ответим честно: он и не побеждал. Он только отбивался от нападок, пытаясь сохранить за собой хотя бы часть мусорного рынка. На самом деле происходящее напоминало игру в поддавки и только стараниями администрации города и руководства «Автоспецтранса» ему придавался вид битвы не на жизнь, а на смерть.

Попробуем подкрепить такую точку зрения фактами. В разгар «битвы» «Автоспецтранса» с «Озоном», а именно 1 июля, Галина Ширшина в эфире одного из местных телеканалов говорила о мусорной теме. И заявила, что «Автоспецтранс» – это ее боль, а его договор с «Озоном» кабальный, но «Озон» не расторгает его. Несведущему человеку скорбь мэра по поводу мусорного предприятия казалась искренней. А сведущие недоумевали: неужели Галина Игоревна не знает, что в день выхода передачи договорные отношения «Автоспецтранса» и «Озона» закончились по инициативе последнего? Неужели действительно не ведает, что в Петрозаводске ряд управляющих компаний и частных фирм активно заключает договоры на вывоз ТБО с некоей фирмой «Экосервис», а «Автоспецтранс» не только не борется за сферу своего влияния, но и молчит об этом, как в рот воды набравший?

Ведали, все ведали чиновники и руководитель МУПа. Загляните на сайт мэрии: 4 июля, через три дня после выступления мэра по телевизору, на нем появилась информация, что с «Экосервисом» по вывозу мусора работают управляющие компании: «Карельская лифтовая компания», «Профессионал», «УК Триал», «Мастер-Ремонт», «Теплоавтоматика». Для тех, кто не знает, поясним, что это как раз те компании, которые имеют своих представителей в действующем составе Петросовета. Может, это и просто совпадение, но слабо в это верится.

Чьих будете?

Пришла пора пояснить, что же это за «Экосервис» пришел на помощь «Озону» в его битве с «Автоспецтрансом». Данное ООО было зарегистрировано 31 января нынешнего года с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Летом мы пытались выяснить у самых разных людей, кто стоит за ним. Сами понимаете, на ровном месте такие предприятия не возникают. Просто зайти в город и начать заключать договоры со всеми подряд – что-то из области фантастики. И вот что нам сказали в отношении «Экосервиса».

Директор «Автоспецтранса» Ольга Ильина:

– Абсолютно независимое предприятие, совершенно для нас неизвестно, как возникло, оно просто появилось в городе – и все.

– Но контактировать вам приходится с «Экосервисом»?

– Безусловно, мы делим с ними контейнерные площадки, мы с ними договорились таким образом: у нас есть такие площадки, на которых стоят их контейнеры и наши, и чтобы не приезжали туда две машины, одна их, другая наша, мы поставили туда один тип контейнеров. Соответственно с одних вывозим только мы и убираем территорию вокруг площадок, а на других они. Мы такие зоны поделили, соответственно сокращаем свои расходы, график у них короче, у нас короче. С «Озоном» мы так и не договорились.

Уволившийся из «Автоспецтранса» Валентин Рыльков, проработавший на предприятии более 30 лет и бывший к тому же председателем «первички» профсоюза в нем, сказал так:

– Водители мусоровозов, уволившиеся от нас и сейчас работающие в «Экосервисе», говорят, что они «работают у Попова». Но эти слова ничем не подтверждаются.

Наличие в этом вопросе интересов бизнесмена и политика Василия Попова, последнее время проявляющегося во всем, что касается экономики города, Ольга Ильина отмела начисто:

– Насколько я знаю, он не имеет отношения вообще. Ни к «Озону», ни к «Экосервису», ни тем более к «Автоспецтрансу».

– То есть на мусорной теме, так сказать, он не появляется?

– Да.

Позволим усомниться в словах директора. Ведь в самом начале правления в городе Галины Ширшиной Василий Попов «засветился» в «Автоспецтрансе». И был даже заснят работягами на мобильный телефон. Из отрывка его разговора с коллективом, попавшего в глобальную сеть, трудно понять, что он там делает:

– У «Озона» есть свое представление, своя правда. Вы можете ее там оценивать. Есть своя правда у предприятия «Автоспецтранс». Следуя такой логике, должно быть много правд. Правда «Озона» в том, что в Петрозаводск он пришел под протекторатом прежней администрации, и с этого начался первый этап ликвидации успешно действующего МУПа. Правда «Автоспецтранса» – это нежелание отдавать в руки частников то, что создавалось им долгие годы.

Есть, наверно, своя правда и у «Экосервиса». Однако единственный учредитель и директор ООО – Валерий Яковлев хоть и согласился пойти на контакт с журналистом, но в день встречи отбыл в отпуск, и разговаривать по телефону пришлось с главным бухгалтером «Экосервиса» Еленой Лазаревой. По ее мнению, никакой поддержки со стороны мэрии или Попова у них нет, всего добиваются сами.

– А если вы напишете, что мы имеем отношение к Попову, то мы подадим на вас в суд! – заключила Елена Владимировна, но, чуть подумав, добавила: – А может, и не подадим.

Специально для главбуха: мы все-таки пишем, что Попов имеет отношение к «Экосервису». И уточним, какое именно: фактически принадлежащий Василию Попову торговый дом «Ленторг» (все знают, кому принадлежит эта торговая сеть) чуть ли не первым из юридических лиц заключил договор на вывоз мусора с малоизвестным «Экосервисом».

Не за горами распродажа

И все же – зачем понадобилась срочная ликвидация «Автоспецтранса», если в его руках осталось только 15 процентов мусорного рынка столицы Карелии? По крайней мере, это следует из информации, прозвучавшей на сессии Петросовета. Думается, все дело в имуществе, которым он располагает. В случае, если будет принято решение о ликвидации МУПа, распродавать его начнет ликвидационная комиссия. Кто в нее войдет, угадать нетрудно, и кому будет продано, тоже можно догадаться: в Петрозаводске уже есть такой опыт.

Не так давно супруга Василия Попова и депутат ЗС от фракции «Яблоко» Анастасия Кравчук купила у МУП «Петропит» здание бывшего Комбината общественного питания. Помещение площадью более 3000 кв. метров ушло за 18 млн. рублей. Причиной стала долгосрочная аренда, которой было обременено здание. Но, как оказалось, арендатором была фирма, подконтрольная все тому же Попову.

Не произойдет ли нечто подобное с «Автоспецтрансом»? Ведь у предприятия, помимо стареньких «Камазов» и ржавых контейнеров, имеется немало недвижимости. А за год, который прошел со дня назначения Ольги Ильиной директором МУПа, можно было заключить немало договоров аренды. С тем же «Экосервисом», например.

Председатель рескома КРО профсоюза работников жизнеобеспечения Андрей Пахомов охарактеризовал ситуацию так:

– Я не могу назвать предприятие в городе, которое так технически оснащено, и основные фонды, и социальные условия работников на высшем уровне… Все смотровые ямы приведены не просто в божеский, а в хороший вид. А ведь разруха после советских времен была… освещение проведено, тепло, не дует нигде, облицовка зданий сделана. Внутри, некоторые называют это евроремонтом, ну, под евроремонт, в общем, все сделано. Даже было сделано помещение под гостиницу на 4 номера… И просто обидно, что это все было сделано на деньги, которые платили горожане в тарифе за вывоз мусора, а сейчас просто разбазарится, уйдет в какие-то руки, непонятно куда…

Надо ли говорить, что помимо продажи имущества решение о ликвидации «Автоспецтранса» означает автоматическое увольнение всех его работников. И ни о каком возрождении предприятия говорить уже не придется. Но пока еще есть шанс. Спасли же депутаты один из «МУПов», найдя деньги в бюджете для оплаты его долгов – причем сделали это на той же самой сессии Петросовета. Так чем убыточное троллейбусное предприятие хуже, чем потенциально прибыльное мусороуборочное?.. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Идущие на смерть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру